Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

3-5 апреля 2017 года в Екатеринбурге состоялась XIV региональная встреча православных трезвенников, она считается семинаром Уральского федерального округа, так было обозначено в названии. Семинар начинался и заканчивался утренним и вечерним правилом. В паломническом центре, что мне понравилось, не было никаких телевизоров. Утром можно было сходить в храм на литургию. Естественно, был постный стол, и тоже молитвы до и после трапезы. Всё это приятно православному человеку.

В Екатеринбурге собрались соратники из Челябинска, из Тобольска, из Тюменской области, из Казахстана были представители православной русской общины, из Кургана, из Петрозаводска, из Златоуста. Как раз минувшей зимой в Златоустовскую епархию поехал работать наш отец Дионисий, это новая епархия. Батюшка, который был на семинаре от Златоустовской епархии, подошёл ко мне, поблагодарил, что и владыка  Викентий им помогал (он тоже из Саратова), а тут ещё и отец Дионисий приехал к ним. Просила передать огромный привет!

Для меня приглашение на семинар было немного напряжённо, потому что мы относимся к другому федеральному округу. Это во-первых. Во-вторых, сам факт приглашения для того, чтобы поделиться опытом, конечно, ко многому обязывал. Проходил этот семинар  рядом с монастырём Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма близ Екатеринбурга. Само место наполняло определённым духовным содержанием, благостным и способствующим размышлению, особенно на фоне произошедшего в Санкт-Петербурге теракта. Скоро исполнится сто лет, как убили царскую семью, но до сих пор люди стреляют друг в друга, ещё больше нарастает террор. И тот террор, который был, не сравнится с тем страшным террором, который сейчас идёт. Конечно, это очень страшно. Этот факт в истории нашей страны страшен и сам по себе.

Монастырь Святых Царственных Страстотерпцев, построенный на месте расстрела царской семьи, огромный, возведён он на деньги меценатов. Построено семь храмов – по числу членов царской семьи, храмы не похожи друг на друга. Построено всё из больших деревянных брёвен, без гвоздей, по старой русской технологии. Мы проживали и проводили сам семинар в паломническом центре, который выстроен рядом с монастырём. Сам этот центр наполнен фотографиями царской семьи, иконами, он тоже необычный, и мне, как православной, было приятно там находиться.

Нам, трезвенникам, которые уже 30 лет возрождают в нашей стране традиции русской трезвости, без православия никак нельзя обойтись! И меня, как и всех нас, очень радует, что у нас сейчас период возрождения трезвости, создания обществ трезвости при храмах, возрождения традиции обета трезвости. Это всё я узнала в разных вариантах от многих выступающих, имеющих уже много современного опыта.

Семинар был обустроен той же некоммерческой организацией, которая проводила семинар в Москве. Руководит ею отец Игорь Бачинин – опытнейший в создании обществ трезвости при храмах человек. Сейчас любой, кто хочет начинать подобную работу, имеет методологию, как это сделать, как помогать людям, которые приходят за освобождением. Но общества трезвости при храмах создаются не только для тех, кто нуждается в реабилитации, в переходе от зависимого состояния к свободному, но и для тех, кто просто хочет сохранить свою природную трезвость, в том числе и для молодых ребят. Например, на семинаре был отец Пётр из Красноярска. Свои общества трезвости он создал как раз по типу нашего общества «Саратов молодой», где объединились молодые трезвенники и работают для продвижения идей трезвости и здорового образа жизни.

Конечно, базовым выступлением стал доклад протоиерея Игоря Бачинина, кандидата педагогических наук, магистра богословия, председателя Иоанна-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви. Его доклад назывался «Воспитание трезвости как базовой национальной ценности». Это всё, безусловно, было очень интересно. Я приехала уже к концу, когда уже шла конференция «Проблемы и перспективы трезвого движения в регионе». Выступал Константин Владиленович Корепанов, тоже очень известный в православии богослов, старший преподаватель миссионерского института, автор и ведущий передачи на телеканале «Союз», его все православные хорошо знают именно как молитвенника, богослова. Редко услышишь человека, способного к таким глубоким проповедям, в том числе в отношении трезвости.

Многие вещи из его выступления я успела записать. Особенно понравился конец этой лекции, настроил меня на определённый лад. Существует такое понятие, как «точки роста». Эти точки роста важны также и в нашей просветительской деятельности в плане обретения новой фразеологии, новых понятий, которые могли бы помочь двигаться дальше. Например, уныние –  это отсутствие у человека благодати. Рассуждение на эту тему, которое он вёл, меня просто потрясло, потому что я тоже хочу об этом рассуждать и говорить в доказательной базе, когда мы говорим о трезвости. О пьянстве и алкоголизме мы давно уже научились говорить, но вот говорить о трезвости – это особое умение, я бы сказала – этому надо учить, но обучение пока что, к сожалению, не очень удачно идёт в трезвенническом движении, всё равно все скатываются на понятия алкоголизма, наркомании, на разные страшилки. Об этом на семинаре много говорили, говорили, что нужно уходить от страшилок, предлагать трезвость как то состояние души, которое для человека будет привлекательным.

Например, часто говорят о том, что у алкоголиков разрушена воля. А у Константина Владиленовича были интересные размышления о том, что такое воля. Я с ним полностью согласна, сама много говорю на эту тему. У него есть очень чёткое определение, что воля – это желание! Меня это порадовало, потому что я считаю, что именно так и надо об этом говорить.

Ещё один интересный момент по трезвости у него прозвучал. Вот посмотрите. Все зависимые от алкоголя люди, которые приходят к нам в Дом трезвости за освобождением, практически все настроены на быстрое решение этой проблемы: чудо из чудес, волшебная золотая таблетка или какой-то чудесный врач должны быстро сработать и сделать из пациента другого человека. Мало тех, кто понимает, что это огромнейшая работа. И Константин Корепанов как раз предлагает каждому относиться к этому по-другому и понять: если у тебя стаж пьянства двадцать лет, то двадцать лет тебе нужно работать над собой, чтобы протрезветь, год за годом работать. Это абсолютно точное понимание, и мы это тоже видим на протяжении тридцати лет своей работы: те ребята, которые работают над собой, не останавливаясь, они-то и выигрывают, они-то остаются трезвыми. Или ребята из программы анонимных алкоголиков: они же каждый день работают над собой, трезвость у них сегодняшняя, а завтра опять надо с утра начинать снова эту же работу.

Очень важный акцент православные делают на том, что выздоровление возможно, когда ты добро другим людям делаешь, возвращаешь это добро ближнему своему. Терпимость как состояние ума, сердца – это составляющее воли, и учиться терпимости – это тоже большая задача.

Очень заинтересовал отец Пётр и в другом моменте. Ведь как мы себе представляем священников: уже в возрасте, очень мудрые, очень выдержанные, степенные – конечно же, это непререкаемый авторитет для нас. А здесь отец Пётр: молодой, задорный, весёлый, хохмач, абсолютно доступный человек, который вступает в дружбу со всеми, с кем общается. Естественно, с ним хочется дружить. И при этом он духовно наполненный православный священник.

В Челябинской области идёт очень хороший областной проект «Будь здоров!», мне он очень понравился, буду смотреть его, думать, что можно взять оттуда. На семинаре проходил фестиваль проектов трезвенного просвещения, и когда все представляли свои проекты, можно было услышать много чего интересного, кое-что я записала себе на аудио. Также была продумана досуговая программа, которую, кстати сказать, организовывал как раз отец Пётр. Играли на гитаре, играли на фортепиано, пели песни, в том числе и сам отец Пётр.

4 апреля, на второй день семинара, всё было отдано под наш опыт. Рассказывала я о таких наших программах, как «Оплот» – летний лагерь, центры «РОСС», «Во славу Отечества», их назвали инновационным проектом в сфере  трезвенного просвещения. Я очень переживала, потому что видела и слышала от других про их опыт, который был достойным, и я переживала, как будет воспринят наш опыт светской организации. Да, мы, светская организация, но много сотрудничаем с православными священниками, вместе многие дела делаем. Было что рассказать в этом направлении. К счастью, наш опыт восприняли хорошо. Мне было тяжело в том плане, что уж очень хорошо: много хвали, много добрых слов говорили, и я отметила вот эту очень доброжелательную атмосферу.

Очень много задавали мне вопросов. Из них я понимала, что люди только начинают, и для них важен опыт построения организации, и я сейчас высылаю многим уставы двух наших организаций – пример того, как нужно с нуля выстраивать всё.

Очень интересная дискуссия развернулась после просмотра фильма «Утерянная добродетель». Я люблю участвовать в дискуссиях, но тут я просто взяла табу для себя: мне хотелось как можно больше послушать батюшек, мне была интересна точка зрения православных. В информационной войне, ведущейся против нас, одна из целей наших противников – развалить Православную церковь. Плохо пишут о священниках, начиная с самых высоких рангов, и заканчивая теми, кто рядом с нами. Выставляют их пьяными, курящими или ещё какими. Такой гадости очень много в интернете. Священники говорили об этом спокойно, то есть в том смысле, что они не скрывают: в церкви есть разные люди, люди, которые, например, не хотят заниматься трезвостью,  считают, что это неправильно, чтобы православные занимались трезвостью. Таких священников, к сожалению, пока много. И есть те священники, которые взяли на себя обет трезвости, именно они были на семинаре.  Они работают в плане трезвения, создают общества трезвости. Этот процесс сейчас как раз начат в Православной церкви.

Главное, что мы должны иметь в виду – то, что в церкви, как в государстве, есть законодательная база. Наши соборы принимают определённые решения, Концепция о трезвости принята нашим православным собором. И эта концепция – вектор деятельности, она и есть та концептуальная основа, по которой все священники должны работать. Единственное, что я сказала при обсуждении фильма «Утерянная добродетель» – для меня важно то, что он показывает живую Православную церковь. Живую! В ней идут определённые процессы. Направление трезвения сейчас развивается, оно находится на стадии начального развития. Это как раз свидетельствует о  том, что церковь живая.  Как и любая жизнь, она имеет свои плюсы и минусы, и есть разное отношение и к трезвости  со стороны православных священников, которые вступают в дискуссию с трезвенниками, пытаются доказать, что совсем не обязательно проповедовать абсолютную  трезвость.

Но, слава Богу, что и в фильме этом, и в умах наших священников-трезвенников есть чёткое понимание отношения Православия к трезвости: Православие – трезвенническая религия. И хотя в Библии это не прописано, правильнее сказать – не прочитано, фильм «Утерянная добродетель» как раз и показывает, что неправильный перевод Библии даёт и неправильное толкование. До никонианской эпохи у нас Православие было абсолютно трезвым, и был свой устав и для монастырей трезвеннический, и только после того, как реформы Никона прошли, он насильно вернул к греческому уставу, и все трезвеннические традиции начали уходить из Церкви. Но нет, не все, поскольку мы прекрасно знаем, сколько было обществ трезвости создано при храмах, и обет трезвости – это всё дореволюционное священство создавало, и наши великие молитвенники, которых мы все знаем, на них ссылаются современные трезвенники, донесли до нас идею абсолютной трезвости. 

Наталия Александровна КОРОЛЬКОВА,

председатель Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья