Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

Седьмые международные педагогические чтения Международный Центр гуманной педагогики при МЦР г. Москва, 9-11 января 2008 г.

 

Н.А. Королькова, председатель Саратовской
региональной общественной организации трезвости и здоровья,
О.М. Гуменская,
доцент Института дополнительного
профессионального образования
Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского, к.п.н.

 

Выбор дарит надежду

 

(из опыта работы Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья по реализации Программы психолого-педагогической помощи детям из социально неблагополучных семей и семей алкоголиков в рамках проекта «ВЫБОР»)

 

 

В конце 2006 г. в Саратовской региональной общественной организации (СРОО) трезвости и здоровья или, как привычнее для горожан, в Доме трезвости, собралась разновозрастная группа людей, объединенная общей идеей - идеей помощи ребятам, воспитывающимся  в приютах,  в  реализации  собственного  выбора в отношении жизненной перспективы.

Задачу Наталия Александровна Королькова, председатель (СРОО) трезвости и здоровья и хозяйка вышеозначенного Дома трезвости, поставила непростую: работа предстояла с детьми и подростками из неблагополучных семей, а именно, из семей пьющих или употребляющих наркотики родителей, которые, мало того, что практически не занимались воспитанием своих ребят, но еще и ежечасно подавали им асоциальный пример.

Итак, 1 января 2007 года началась реализация Программы психолого-педагогической помощи детям из социально неблагополучных семей и семей алкоголиков в рамках проекта «ВЫБОР».
Среди членов Дома трезвости и волонтеров были распределены обязанности: общее руководство претворением проекта в жизнь осуществляла Н.А. Королькова, координацию проекта - О.П. Троць (член Общества трезвости), психолого-педагогическое обеспечение - О.М. Гуменская (волонтер), информационное обеспечение - В.И. Вардугин (член Общества трезвости, редактор газеты «Вопреки»), педагогическую поддержку оказывала Н.А. Ищенко (волонтер), за театральные постановки отвечали Л.А. Конакова (волонтер, заведующая педагогической частью Саратовского театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева) и З.А. Съемщикова (волонтер, учитель школы-интерната № 2). Также активное участие в реализации проекта приняли студенты саратовских вузов: студенты Саратовского государственного социально-экономического университета гуманитарного ф-та, специальность «пси-хология управления»: Анастасия Грицай и Надежда Хрыкина, специальность «юридическая психология»: Екатерина Савинкова, Надежда Умникова, Татьяна Кочкарева; студенты Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, филологического ф-та: Ирина Петрович и Елена Морылева.

Основной целью проекта было создание и развитие эффективных видов помощи детям из социально-неблагополучных детей, семей алкоголиков, для чего решено было создать на базе Дома Трезвости (г.Саратов, ул. Революционная, д. 45) Центр психолого-педагогической помощи детям из социально-неблагополучных детей, семей алкоголиков под названием «Выбор».

В целевую группу проекта вошли подростки 10-16 лет из патронатных семей и из приютов «Возвращение» и «Маленькая страна», а также из школы-интерната № 2 г. Саратова.

В соответствии с основной целью проекта были обозначены задачи:
•    профилактика алкогольной и наркотической зависимостей у ребят;
•    оказание помощи подросткам в избавлении от созависимостей;
•    создание условий для формирования у ребят сознательного стремления к здоровому образу жизни.

Помимо основных профилактических и коррекционных занятий (беседы, диспуты, просмотры видеофильмов на тему здорового образа жизни и др.), постоянно осуществлялась, т.н. косвенная профилактика, т.е. приобщение ребят, занятых в проекте, к различным культурным мероприятиям, например: пасхальное посещение православного храма св. Троицы, оздорови-тельные пикники на природе и др.

Одним из направлений проекта являлось оказание психолого-педагогической помощи детям и подросткам из социально-неблагополучных семей и семей алкоголиков в избавлении от психологической созависимости и создание условий для формирования сознательного стремления к здоровому образу жизни, которое реализовывалось посредством специально созданной «Программы психолого-педагогической помощи детям из социально неблагополучных семей и семей алкоголиков в рамках проекта «Выбор», основной целью которой было способствовать сохранению психического здоровья и личностному развитию детей и подростков, участников проекта.

Для чего были реализованы следующие виды психолого-педагогической поддержки детей и подростков и внесены соответствующие коррективы с целю оптимизации проекта в целом.

1) Была проведена психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с целью выявления их индивидуально-личностных особенностей, а также умения работать в коллективе с использованием:

а) проективных тестовых методик («Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек») - были выявлены индивидуальные     уровни     тревожности     и     преобладающие эмоциональные состояния,  а также - индивидуальные уровни самооценки и социальных ожиданий;

б) коммуникативных тестов на выявление совместимости в процессе групповой деятельности.

2) Проводилось  психолого-педагогическое  просвещение  детей  и подростков  с   целью   организации  самопознания   и  дальнейшего  их личностного     самоопределения     (волонтерами    были     подготовлены психологические     эссе,     посвященные     важнейшим     нравственно-психологическим   феноменам,   таким   как   «доброта»,   «достоинство», «дружба»,        «коллективизм»,        «личность»,        «ответственность», «самовоспитание», «совесть», «трезвость», «труд», «уважение» и др.).

3) Была организована система тренинговой работы для детей и подро-стков по различным аспектам общения (коммуникация, интеракция, социальная   перцепция)   и   обучения   основам   здоровьесберегающего (безо-пасного) поведения, в процессе которой использовались активные методы  обучения  (АМО)  -  «метод  проблемных  ситуаций», «метод инцидента»,    «тренировка    чувствительности»,    «метод    погружения», «мозговая атака», «ролевая игра».

4)  Осуществлялось групповое и индивидуальное консультирование де-тей и подростков по проблемным и конфликтным вопросам с целью обучения их способам и приемам выхода из ситуаций затруднения

5) Использовались элементы арт-терапии с целью стимулирования творческого самовыражения ребят (рисунки на вольную тему, рисунки к праздникам «Вербное воскресенье», «Пасха», «День Победы»; рисунки в подарок родителям, руководителям проекта, воспитателям, друг другу).

6) Со    старшими    подростками    проводились    беседы    по проф-ориентированию с целю определения профессиональных склонностей и возможностей ребят.

7) Со старшими подростками также проводились диспуты, дискуссии, ролевые игры с целью подготовки участников проекта в качестве волонтеров, способных  осуществлять  пропаганду  здорового  образа  жизни  среди сверстников (например диспут о вреде курения, ролевая игра: «На утро после праздника в семье...» и др.).

8) По мере обращения проводилось консультирование родителей и воспитателей детей и подростков.

9) В течение реализации Проекта проводились:

а) текущий мониторинг результативности проводимых мероприятий на основе опроса ребят по оценке своих личных приобретений и изменений во взглядах на собственную жизнь и возможности своей самореализации как профессиональной, так и социальной в целом -большинство  ребят  отметили,  что  у  них  появилось  чувство самоценности и нужности людям, они стали чувствовать себя увереннее, более оптимистично взглянули на жизнь

б) итоговый мониторинг по оценке организации, реализации проекта, а также перспективам его развития - все дети и подростки, участники проекта, дали высокую оценку работе в проекте и настроены на дальнейшее продол-жение работы по укреплению своего психического и физического здоровья, по выработке активной жизненной позиции, развитию социальной активности.

Также в течение реализации проекта ребята обучались работе на компьютере. Была завязана переписка с волонтерами движения за здоровый образ жизни из США.

В результате занятий сценическим искусством участники проекта подготовили инсценировку по мотивам стихов Г. Остера: «Вредные советы для непослушных детей», для которой студенты-волонтеры дополнительно сами в духе автора сочинили стихи о вреде алкоголизма, наркомании, курения. Ребята с успехом выступали с этой инсценировкой перед сверстниками в оздоровительных лагерях и образовательных учреждениях.

Член Совета Общества трезвости, профессиональный писатель и журналист, Михаил Мулин, написал пьесу о профилактике вредных привычек. Ребята с удовольствием репетировали роли, готовили костюмы, а затем неоднократно показывали ее на различных областных конкурсах детской самодеятельности.

В течение года работы в рамках проекта для ребят постоянно организовывались эколого-краеведческие экскурсии, проводились праздники по случаю дней рождения, встречи с интересными людьми (саратовскими бардами, писателями, представителями национальных диаспор).

В качестве результатов реализации Проекта, и психолого-педагогического обеспечения Проекта, в частности, можно отметить у ребят:

•    возросший уровень ответственности за собственное здоровье и жизнь;
•    приведение   в   соответствие   уровней   самооценки   и   уровня притязаний   (у   большинства   ребят   значительно   повысилась самооценка,   приближаясь   к   адекватной,   они   стали  реально оценивать свои жизненные перспективы на получение образования, создание семьи и др.);
•    совершенствование     навыков     общения     (коммуникативных, интерактивных, перцептивных);
•    достаточный уровень психологической грамотности, включающий первичное самопознание и навыки саморегуляции психических состояний;
•    формирование  первичных  педагогических  знаний  и  навыков, реализуемых  в театрализованных мероприятиях, посвященных пропаганде здорового образа жизни (манифестации, театрализа-ции, участие в видеосеминарах и др.).

Таким образом, в проекте функцию семьи по пропаганде здорового, трезвого образа жизни взяли на себя члены Общества трезвости и волонтеры проекта, что с особой силой подчеркивает значение личного примера для развивающейся личности ребенка. Надеемся, что в 2008 году, объявленном В.В. Путиным годом семьи, инициатива Саратовской областной обществен-ной организации трезвости и здоровья найдет поддержку у правительства и общественности области, и проект «Выбор» будет продолжен.