Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

 

Авторитет учителя позволяет воздействовать на взгляды и позиции не только учеников школы, но и жителей по самым разнообразным вопросам, в том числе и вопросам, cвязанным с охраной здоровья, а значит и профилактикой употребления психоактивных веществ. Для того, чтобы школа в максимально возможной степени могла оказывать такое воздействие, необходимо определить целостную, взвешенную, продуманную позицию образовательного учреждения как социального института  в вопросах профилактики алкоголизма и наркозависимости, обеспечить разъяснение этой позиции жителям и создать условия, в которых требования и правила, предъявленные педагогами подросткам и их родителям, при поддержке органов власти, чётко выполнялись.

Итак, говоря о позиции школы в отношении употребления психоактивных веществ, можно выделить три этапа работы:
– выработка согласованной позиции, плана действий и правил ОУ в отношении употребления психоактивных веществ;
– обеспечение разъяснения этих правил, проведение их широкого и открытого обсуждения;
– создание условий для неукоснительного соблюдения выработанной системы правил и общественных норм в отношении употребления психоактивных веществ.

 

Выработка согласованной позиции в отношении употребления психоактивных веществ

 

Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здорового образа жизни определяет её отношение к употреблению алкоголя, других наркотических и токсических  веществ и в школе, и вне школы. Это отношение формирует правила и границы допустимости, действующие для образовательного учреждения. На их основе принимаются решения о мерах, которые школа и всё сообщество применяет к тем, кто употребляет психоактивные вещества и втягивает в это других. Опираясь на установленные правила, следует решить, какие санкции последуют за нарушение правил. Чёткие договорённости и правила дают ученикам и учителям полное представление о том, что можно, а чего нельзя. Важно придать правилам соответствующую форму и ознакомить с ними всех учеников и сотрудников школы, например, через Устав школы. План в отношении профилактики употребления психоактивных веществ представляет собой серьёзную основу развития воспитательной системы образовательного учреждения.

Российское законодательство однозначно определяет отношение государства к немедицинскому употреблению психоактивных веществ – такие действия являются незаконными и не могут быть оправданы ни исторической традицией, ни какими бы то ни было иными причинами. С другой стороны, государственная позиция основывается на том, что люди, и в особенности дети, употребляющие психоактивные вещества, нуждаются в помощи, и государство гарантирует им эту помощь.

Таким образом, позиция школы сводится к следующему:
•    употребление наркотиков (равно как и употребление алкоголя), является незаконным, опасным и приносящим тяжёлые медицинские и социальные  последствия;
•    реакция школы на факты употребления психоактивных веществ должна быть адекватной и направленной прежде всего на предотвращение алкоголизма и наркомании,  оказание помощи попавшим в беду семьям, а не на репрессии и угнетение потребителей.

 

Распределение ролей среди партнёров


На этой стадии инициативная группа приступает к описанию функций различных участников профилактической работы – учителей, родителей, учеников, представителей общественности и органов власти.

Правила способствуют приданию официальной формы неформальным поведенческим законам. Правила, связанные с проблемой  психоактивных веществ, показывают, что употребление наркотиков не является естественным, нормальным и допустимым явлением.

Кроме того, правила вносят ясность о правах и обязанностях участников. Например, учитель и ученики знают, до какой степени распространяется их ответственность за собственные поступки (в частности, за употребление психоактивных веществ) и что за этим последует.

Школьные правила должны содержать в себе, как минимум, ответы на следующие вопросы:
•    как мы поступаем при подозрении  в употреблении психоактивных веществ?
•    как мы поступаем при доказательстве употребления психоактивных веществ?
•    кого мы ставим в известность?
•    какова цель информирования: санкции (вмешательство), оказание помощи?
•    желательно описать и разъяснить всем участникам процесса, как школа будет реагировать на употребление психоактивных веществ отдельным учеником. Единая процедура даёт чёткое представление о том, какие действия будут предприняты в отношении ученика, замеченного в употреблении психоактивных веществ.
•    следует договориться с внешкольными службами о сотрудничестве и о возможном направлении учеников школы в эти службы.

Если у вас возникли подозрения, что подросток употребляет психоактивные вещества, то наиболее оправданы  следующие действия:

1) поговорить с подростком о своих подозрениях и предупредить его о вашем намерении сообщить о них родителям. При этом важно не стать предметом манипуляции и не войти в «тайный сговор» с подростком;
2)    предельно тактично сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка;
3)    при подозрении в групповом употреблении психоактивных веществ необходимо провести беседу с родителями всех членов выявленной группы, можно это сделать в виде собрания с приглашением инспектора ОППН, врача-нарколога.
4)    организовать встречу подростков со специалистом, организовать консультирование родителей.
5)    дать подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.
Воспитательный процесс, направленный на предотвращение употребления психоактивных веществ школьниками, – это не только специальные занятия с сообщением сведений об опасности употребления алкоголя и других наркотиков. Он включает в себя раннюю (желательно, начиная уже с начальной школы) профилактику. Акцент делается не на сообщение сведений о наркотических веществах, а на важные личностные и социальные навыки, помогающие детям делать собственный выбор:
a.    в начальной школе это интегрировано в уроки о здоровом образе жизни и в общий воспитательный аспект; наиболее важными компонентами здесь являются развитие личности, тренинг социальных навыков и поддержка социального климата в школе и классе.
b.    в средней школе эти компоненты остаются приоритетными, но они дополняются целенаправленными уроками и мероприятиями, соответствующими знаниям, опыту и жизненному миру учеников.
c.    в старшей школе на основе сформировавшейся жизненной здоровьесберегающей позиции ребята могут стать волонтёрами по работе с более младшими созависимыми детьми и подростками.

Очень важным является общий климат и культура школы и класса. Они формируют основу успешной политики школы в отношении психоактивных веществ.

Общее психическое состояние детей и подростков определяется, среди прочего, их жизнью и взаимоотношениями в школе. Если подросток в школе чувствует себя неуютно, если он не способен раскрыть там свой потенциал, может возникнуть опасность употребления им алкоголя или других наркотических веществ. Поэтому важно выявить опасные для школьного климата факторы, сообщить о них и внести необходимые изменения.

Важные аспекты климата класса:
1)    забота о создании в классе доброжелательной, открытой, безопасной атмосферы;
2)    обеспечение передачи информации о существующих правилах;
3)    обеспечение чёткой структуры и ясности правил;
4)    конкретная и целенаправленная обратная связь;
5)    поощрение учеников;
6)    формулировка требований и установка границ;
7)    поддержка самостоятельности;
8)    поддержка инициативы;
9)    выражение положительных ожиданий;
10)    проявление доверия.

На основе вышесказанного разрабатываются специальные образовательные программы уроков, внеклассных занятий и тренингов, в основу которых закладывается одна из базовых личностных и социальных ценностей – здоровый образ жизни.