Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

И. И. Музалевская,
психолог

 

«Ни при каких обстоятельствах в человеке не  может проснуться кто-то другой, о ком он прежде ничего не подозревал. Жить - значит медленно  рождаться.  Это  было бы чересчур легко – брать уже готовые души»

Антуан де Сент-Экзюпери



Вы хотите, чтобы у ваших детей блестели глаза, когда вы им предлагали бы какое-либо дело, а они с энтузиазмом воплощали бы его в жизнь? Наверное, да. А часто ли так получается?  Иногда ваша инициатива встречается на ура, а иногда – с явной прохладцей. Это зависит от того, насколько вы попали на актуальные потребности подростка. А точнее, даже от того, насколько ваше предложение помогает ему разрешить противоречие между актуальной потребностью и внешними или внутренними обстоятельствами жизни.

При создании центров РОСС мы будем в основном работать с детьми подросткового возраста. И работа, с точки зрения психологии, будет направлена на ориентирование детей к самостоятельности и самостоятельной работе, его социализации.

Способен и готов ли подросток к этому? Можем ли мы мотивировать его к  такой деятельности? Можем, если будем учитывать особенности этого возрастного периода и личностные особенности  ребенка, его уровень социализации (процесс социализации наиболее сложно протекает в подростковом  возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании, появляется большое разнообразие отношений (дружба, вражда, любовь и т. д.). И сам подросток сможет, при условии, что педагог поможет ему удовлетворить актуальную потребность или разрешить противоречие, вывести его на новый качественный уровень развития.

Чтобы наша совместная деятельность с подростками была более продуктивной,  необходимо знать, а что же происходит с ребенком в данный возрастной период.

Давайте рассмотрим (напомним себе) самые существенные характеристики этого периода развития человека: биологические, физиологические, психологические и социальные. Кроме того, раскроем причины негативных проявлений в личности и деятельности подростка.

Едва ли найдется в жизни человека такой же сложный этап развития, как подростковый. Казалось, только совсем недавно ребенок был послушен, мягок, спокоен, выполнял все требования родителей и задания учителя, не дерзил взрослым… Но это все куда–то исчезло. Не узнать милых, лукавых глаз в жестком взгляде. Попросить ни о чем нельзя, в ответ услышишь: «А мне это надо?» или «У меня есть свои дела». Изменились пристрастия, появились новые друзья. Не утруждает себя уроками, а если и выполняет их, то кое - как, считая, что на тройку и так сгодится.

Подростковый возраст часто называют периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической, физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Изменения касаются и созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения.

Подростки бурно начинают расти, у них увеличивается окружность грудной клетки.     Развитие костно–мышечной системы подростка связано с изменением в кровеносной и дыхательной сферах. Несоответствие увеличивающейся массы сердца состоянию кровеносных сосудов, которые растут медленнее, приводит к повышению кровяного давления. Пульс более частый, чем у взрослого. Возможно появление болей в сердце. Объем легких увеличивается, как и масса сердца. Но у подростка учащенное дыхание, поэтому мозг испытывает дефицит кислорода. В результате могут возникнуть головные боли.

Развитие нервной системы, особенно передних отделов больших полушарий, делает подростка «говорливым»: он не допускает никаких замечаний в свой адрес, реагирует на них словесно и чаще всего возмущается, выражает несогласие. Подросток легко раздражается, становится вспыльчивым, достаточно быстро реагирует на какие–то раздражители, особенно новые, легко переходит от одного состояния к другому. Возможна ситуация, когда ребенок в этом возрасте может заснуть на уроке, почувствовать себя разбитым, измученным, хотя ничего не делал. В этот период резко меняется настроение.  В сфере личности они приводят к неусидчивости, которую родители и учителя часто воспринимают как лень.

Разные разделы нервной системы разбалансированы, что приводит к плохому развитию произвольной деятельности. Поэтому подросток часто бросает начатое и создается впечатление, что он редко переходит от слов к делу.

В эндокринной системе происходят «гормональные бури». Это выражается в повышенной активности щитовидной железы, которая провоцирует появление бурных аффектов, подъем энергии и резкий за ним спад, усталость, что приводит к умственному переутомлению, повышенной раздражительности, расстройствам сна и др.

К индивидуальным особенностям организма подростка можно отнести различия в функционировании мозга – преобладание левого или правого полушария. Подростки с доминирующим правым полушарием больше сосредоточены на форме, размерах, так как у них больше развиты воображение и интуиция. Они высказывают вздорные мысли, желают неосуществимого, планируют такие дела, которые им не под силу. Они мыслят творчески, выдвигают неожиданные и порой странные идеи, как правило, тяготеют к художественному творчеству. Любят неяркий свет и тепло, неусидчивы, успеваемость скачкообразная. Они более открыты, непредсказуемы, эмоциональны.

«Левополушарные» подростки более основательны, склонны к занятиям техникой и точными науками. Предпочитают формальное обучение, усидчивы, с большим удовольствием занимаются в одиночестве, действуют по правилам, стремятся мыслить логически и действовать аргументированно. Они лучше справляются с заданиями, требующими точных ответов.

Опираясь на эти особенности, мы можем помочь ребенку повысить самооценку, снизить уровень личностной тревожности, если направлять его усилия и деятельность в ту область, в которой он сможет использовать особенности своего мышления.

В подростковом возрасте ребенок переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых – от детства к взрослости. Это одно из основных новообразований возраста. Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции взрослости:

- Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

- Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

- Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны.

Отношения подростков с родителями интенсивно перестраиваются. Все большее место занимает критика образа жизни родителей, их установок и образа действий. Марк Твен по этому поводу выразился метко: «Когда мне было пятнадцать, мои родители были очень глупыми, а когда мне стало тридцать, они поумнели». Но, не смотря ни на что, относительно крепкими остаются эмоциональные связи подростка с родителями. Стремление освободиться от эмоциональной привязанности у мальчиков больше, чем у девочек. Тем не менее, общение родителей и подростка весьма конфликтно, сложно, противоречиво и значимо. Обвиняя другую сторону в неправоте, и родители и подростки увеличивают протестные реакции – кто когда уступит, кто настоит на своем, кто выиграет, кто проиграет. Своеобразное поле боя без победителей и побежденных – выигрывают испорченное настроение и бессонница. Владея только черно–белой логикой, подростки бывают категоричны и безжалостны в оценках своих родителей. Причина этого не только в психофизиологических особенностях самого подростка, но и в системе семейных отношений: если отец постоянно подчеркивает «замечательность нашей мамы», то также будут судить о ней и дети. И наоборот, мать говорит о том, что отец отличается от многих мужчин, потому что он не тупо смотрит телевизор на диване, а постоянно занимается с подростком (чинят велосипед, строят клетку для птиц, чистят аквариум).

Конфликты между родителями и подростками приводят к появлению очень устойчивой личностной тревожности, которую трудно корректировать. (см. Приложение 3)

В центрах «РОСС» мы можем научить подростка и его родителей понимать друг друга, конструктивно общаться, разрешать межличностные конфликты через  совместные занятия и совместное времяпровождение, ролевые игры, тренинги. (см. Приложение 5)

Почему у некоторых подростков черты взрослости проявляются обостренно? Прежде всего, потому, что значимая для каждого из них деятельность имеет свои отличия. Одни идут в школу, учатся три–четыре года, а затем естественно, без «ломки», переходят в пятый класс. Для других переход в среднюю школу проходит болезненно. Они боятся новых учителей, новых требований и т. д.

Следующее объяснение можно найти в статусе подростка в современном обществе: чем больше он изолирован от мира взрослых, не включен в материальное производство, тем дольше его будут оберегать, а он будет оставаться социально незрелым. Взрослые обладают такими привилегиями, которых нет у подростка. Он желает перейти в мир взрослых, но не имеет для этого ни соответствующего статуса, ни полномочий, ни функций. Да и взрослые вполне справедливо считают его ребенком по физическим силам, по «детской» смене настроения и неустойчивости желаний. Возникает социальная неприкаянность подростков. И чем больше это будет проявляться, тем длиннее будет период взросления, тем труднее он будет для будущего личности. Значит, общество обязано не отделяться от групп подростков, а наоборот, включать их в свой мир.

Представление о себе у подростка связано с самооценкой. Стабильная и адекватная самооценка чаще всего зависит от того, насколько связи подростка с близкими позитивны и постоянны. В этом возрасте самооценка появляется как элемент социального сравнения. Подросток оценивает, лучше или хуже он справляется с деятельностью, насколько далеки или близки к принятым эталонам его физические данные и навыки, как он себя ведет. (см. Приложение 1)

Самооценка может быть неадекватной – заниженной или завышенной – и адекватной, соответствующей реальным достижениям и особенностям подростка. Адекватная оценка помогает ему понять причины своих протестных реакций, или сопротивления (нежелание подростка принять другую точку зрения, несмотря на то, что она может быть разумной и адекватной) и оказание противодействия, в результате чего появляются упрямство, капризы, своеволие.

Еще одно новообразование в подростковом возрасте – формирование референтных групп.  Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании, члены которых что-то делают сообща.

Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым являются главными в общении подростка. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят. В дружбе подросток начинает определять ориентиры, жизненно важные для его поведения, постоянно сверяя то, что он делает, с тем, что от него ждут другие. Он думает,  как привести свои мнения, чувства или поступки в соответствие с уже принятыми группой.

Следовательно, взрослый может увидеть по характеру дружбы, что в ней находит подросток, и понять, почему иногда он стремится к другим, не вызывающим одобрения у родителей или учителей. Это тем более важно, потому что подросток, как уже было сказано, более 50 % свободного времени проводит с друзьями.

В центрах «РОСС» мы имеем возможность помочь подростку стать автором собственной биографии, помочь в решении подростковых проблем,  как со сверстниками, так и родителями, учителями, сгладить его противоречия,  научить  планировать, организовывать, доводить дело до конца, сверяя то, что выходит, с тем, что хотелось, поможем стать личностью с убеждениями. Мы создаем среду, которая будет исповедовать те принципы, которые необходимы для воспитания и самореализации подростка. (см. Приложение 6)

 

Рекомендуемая литература:

1.    Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991
2.    Ермакова О.М., Семенов М.Ю. Психология общения. Омск, 1997
3.    Как ребенку войти в современный мир? \ Под ред. Т.В. Антоновой. М., 1995
4.    Матейчик З. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992
5.    Матушкин С.Е. У вас растут дети. М., 1974
6.    Мудрость воспитания: Кн. Для родителей\ Сост. Б.М. Бим-Бад и др. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1989
7.    Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. М., 1999
8.    Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987
9.    Шуман С.Г. Как избежать конфликтов с детьми: Из опыта работы психолого-педагогической службы. М.: Педагогика, 1989