Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

А.Н. Аверьянов,
начальник Штаба АССО


Как мы уже видели в предыдущей главе, детство – это период наиболее интенсивного психического, физического и социального становления. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате – уход из семьи или школы, эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами.

В этих условиях большое значение приобретает работа детских общественных объединений, позволяющая создать вокруг подростка особый микромир, являющийся переходной ступенью между красочным миром детства и буднями взрослой жизни. В этом мире еще царит романтика приключений и открытий, но уже есть и свои законы, регламентирующие права и обязанности подростка по отношению к окружающим его людям. Так как этот мир находится гораздо ближе к подростку, то процесс адаптации в него протекает значительно легче. А, адаптировавшись в нем, подросток легче адаптируется и в реальный взрослый мир.

Одним из самых ярких примеров такого переходного микромира является скаутское движение. Возникнув в 1907 г. в Англии, оно очень быстро обрело популярность в подавляющем большинстве стран мира, так как соединило в себе потребности ребенка и общезначимые человеческие качества. Почти вековой опыт успешного применения этой воспитательной системы в различных странах мира убедительно доказал ее работоспособность и практическую значимость.

Цель скаутского движения – содействовать развитию молодых людей для достижения их полного физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала как индивидуумов, как ответственных граждан и как членов местных, национальных и международных сообществ. Система ”скаутинг” направлена на то, чтобы захватить характер ребенка в тот момент, когда в нем еще не охладел энтузиазм, поощрять и развивать его индивидуальность так, чтобы он мог стать просто хорошим человеком и ценным гражданином своего Отечества. Скаутинг включает множество факторов, способствующих наиболее полному становлению индивида, но он не заменяет семью, школу, религию и др. социальные институты воспитания, а дополняет их воспитательную деятельность. Скаутский метод – это эффективное воспитание через Обещание и Закон, учебу через дело, работу в малых группах, прогрессивные и стимулирующие программы, выполняемые в непосредственном общении с природой.

Все это обуславливает черты, присущие всем программам деятельности скаутов:

  • активная деятельность на природе,
  • игровые формы работы, приспособленные к различным возрастам и с учетом пола,
  • проживание детей в палаточных лагерях малыми группами (“патрулями”) по 6 - 10 чел.
  • полное самообслуживание, включая приготовление пищи на костре,
  • приобретение навыков и умений в игровой форме путем личного участия, опыта, эксперимента,
  • отражение результата деятельности в виде нашивок, знаков отличия,следование традициям, широкое использование ритуалов, церемоний

Работа скаутской организации построена таким образом, что мы принимаем детей без всего того груза отношений и нерешенных проблем, который есть у них в жизни – даем возможность освободиться от ярлыков и строить отношения «с чистого листа». Мы относимся к каждому как к уникальной личности, обладающей нереализованным потенциалом. Основная идея скаутинга - помощь подростку в развитии. Концепция скаутинга основана на основных положениях восстановительного подхода – принципе активной ответственности ребенка, ориентации на его ближайшее социальное окружение и ориентации на сотрудничество.

Процесс социальной адаптации подростка начинается с первого посещения им скаутского отряда. От руководителя и сверстников он узнает о скаутских лагерях, походах, играх, испытаниях, но для того, чтобы участвовать в этих интересных делах, надо пройти соответствующую подготовку в отряде. А это, в свою очередь, предполагает выбор: сохранить уличную “свободу”, или добровольно подчиниться отрядным правилам. Выбрав отряд, он попадает в социально-терапевтическую среду, где основной процесс воспитания идёт через его общение с другими скаутами.

Ребенок должен познавать мир через других. Общение настолько важно для него, что оно занимает место ведущей деятельности в этом возрасте. Настойчивое стремление к обществу сверстников, повышенное внимание к их мнению приводит к тому, что для подростка основным носителем ценностей и ориентаций является группа его сверстников. В группе сверстников он ассоциирует себя с другими ее членами, которые обладают равным с ним социальным опытом.

Этот возрастной конформизм подростка позволяет руководителю оказывать сильное влияние на формирование положительных ценностных ориентаций каждого ребенка через обеспечение направленного развития всего отряда и каждого патруля. Скаутские патрули – группы, состоящие из 6-8 детей, как правило, одного возраста, во главе с более опытным скаутом. Это небольшой круг единомышленников, ответственных друг за друга, где вклад каждого виден как самим ребятам, так и взрослым. Без особого труда такая группа может работать самостоятельно, а ее деятельность легко координируется в минимальный срок. В патруле все делается сообща, и в решении важнейших вопросов (выборы патрульного вожака, изменение состава патруля, определение и выполнение текущих задач, и др.) принимают участие тоже все члены патруля. Общность целей, путей для их достижения и личностных интересов способствуют проявлению взаимовыручки и готовности разделить с товарищами не только патрульные, но и личные проблемы.

Поддержание традиций отряда, совместное празднование скаутских праздников, обсуждение прошедших и будущих дел, проведение программ, основанных на интересах участников, стремление к творческой игровой переработке самых обычных дел помогают нам создать особый эмоциональный настрой в отряде и патрулях, обеспечивающий развитие и положительное воздействие группы. Приводя в клуб друзей, подросток самостоятельно меняет и социальную среду вокруг себя, увеличивая эффективность воздействия.

Но было бы ошибочным сводить весь процесс взаимодействия подростка с группой лишь к возрастному конформизму. Потребность в самоутверждении – очень многогранный и в чем-то противоречивый процесс. Завоевание признательности группы сочетается у подростка с требованием определенной самостоятельности, автономии, которая неразрывно связана с социальными условиями и содержанием его жизнедеятельности. Развитие группы, более сложная и самостоятельная работа каждого участника способствует ослаблению конформизма и формированию более сложного и гибкого мышления и более самостоятельного отношения к себе и к обществу. В процессе обретения независимости вырабатывается самодисциплина, без которой невозможно адекватное приспособление к жизни. На этом этапе у подростка формируется также личная ответственность, обладая которой, он может осознанно принимать решения с учетом интересов других людей, придерживаться своих решений, если они верные, будет способным изменять их, если они ошибочные. Все это позволяет ему перейти на качественно новый уровень социальных взаимоотношений и благоприятствует развитию лидерских качеств.

В этих условиях очень важно помочь подростку адекватно сформировать свою личностную позицию, дать необходимые знания для оптимизации новых отношений, не допустить зарождения внутригруппового конфликта и «борьбы за власть». На занятиях по тренингу общения мы вводим изучение элементов возрастной психологии, психологии малых групп, обыгрываем различные сложные ситуации, могущие возникнуть в патрулях, тем самым подготавливая скаутов к тому, чтобы их патруль мог стать руководительским, т.е. таким, в котором каждый скаут становится вожаком своего, нового патруля, набранного им самим из новичков. Параллельно с этим, мы проводим с вожаками занятия по защите от психологического манипулирования, давая подросткам возможность обезопасить себя и свой патруль от соблазнов взрослого мира. Расширение круга общения путем участия в региональных, российских и международных скаутских программах, знакомство с различными моделями и подходами к организации патрульной жизнедеятельности, неформальное общение со своими сверстниками из разных городов и стран помогают скауту сделать свой патруль ярким и неповторимым, сродниться с ним, испытывать чувство гордости и творческое удовлетворение. В отряде постоянно идет негласное соревнование вожаков, позволяющее без особых усилий со стороны руководителя развивать и совершенствовать патрули, а, следовательно, и весь отряд.

Путь от подражания группе до выработки самостоятельной позиции, самодисциплины и личной ответственности в сочетании с традициями отряда, знаниями, полученными на тренингах, собственным опытом общения в отряде и в скаутских лагерях, наблюдением за межличностными отношениями в своем патруле и их корректировкой позволяет подростку находить оптимальный стиль общения и взаимодействия с различными социальными категориями вне отряда, анализировать свою и чужую позиции, корректировать их, бесконфликтно улучшая свой социальный статус.

Но процесс социальной адаптации подростка не исчерпывается выработкой у него умения налаживать межличностные отношения и самостоятельно корректировать их. Для приобретения высокого социального статуса в обществе и его поддержания подросток должен овладеть дополнительными умениями и навыками – начиная от полного самообслуживания  и заканчивая умением использовать передовые достижения науки. Базовые навыки в скаутском отряде демонстрируются через сдачу скаутских специальностей.

Система специальностей представляет собой 3-х ступенчатый набор требований, необходимых для ознакомления и овладения базовыми навыками какого-либо вида деятельности человека. На первой ступени эти требования соответствуют уровню, необходимому для безопасного выполнения данной деятельности, понимания ее перспектив и направлений дальнейшего обучения. Вторая ступень добавляет требования, необходимые для полностью самостоятельной работы. Третья ступень – инструкторский уровень, где от скаута требуется не только самостоятельность, но и умение учить других и руководить ими в данном виде деятельности. Скаутские специальности довольно разнообразны, их условно можно разделить на несколько групп: основные (единые для всех отрядов – «Турист», «Пловец», «Повар», «Костровой», «Строитель лагеря», «Закаливание», «Медпомощь» и т.д.), профильные (связанные с основным видом деятельности отряда –«Спелеолог», «Байдарочный капитан», «Эколог», «Журналист», «Фотограф», «Массажист», «Кулинар» и т.д.), развивающие (учитывающие интересы ребят и возможности отряда – «Плотник», «Электрик», «Велосипедист», «Фехтовальщик», «Футболист», «Актер», «Переводчик», «Программист» и т.д.). Скауты выбирают для освоения любую специальность, занимаются под руководством опытного инструктора, демонстрируют ему требуемые умения и получают соответствующую нашивку. При желании специальность можно попытаться освоить самостоятельно или при помощи друзей и родителей. Количество специальностей, которые может освоить один ребенок, не нормируется и зависит только от его желания и способностей.

Сдавая скаутские нормы и специальности, совершенствуясь в руководстве патрулем, подросток продвигается по лестнице скаутских разрядов и становится инструктором в выбранном им виде деятельности клуба. Инструкторский уровень – это, по сути, уровень уже взрослого человека, помощника руководителя. Задача любого клубного мероприятия - постепенное снижение роли взрослого и повышение ответственности подростков. Кроме проведения занятий с членами клуба, инструкторский круг разрабатывает проведение общезначимых мероприятий, программы лагерей и слётов, совмещая креативную функцию с работой волонтеров. Такие прогрессивные программы очень важны для развития скаутского отряда, так как кроме функции помощи людям, они положительно реализуют возрастные «бунтарские» черты характера подростка и его стремление почувствовать себя взрослым.

Еще один метод положительной реализации возрастных особенностей подростка – скаутские лагеря. Помимо отрыва от привычного окружения, они удовлетворяют потребность в романтике и приключениях, а лесные игры и различные испытания предоставляют возможность риска, демонстрации мужества и героизма – тех черт, которые в обычных условиях подросток чаще всего проявляет асоциальными способами. Здесь нельзя казаться сильным или смелым – это будет сразу же видно, здесь надо им быть. Именно поэтому в условиях лагеря или похода процесс социального взросления значительно ускоряется. И пусть риск, на который идут подростки, строго дозирован и подстрахован взрослыми, а мужество проявляется только перед игровым «противником» – им этого хватает, и, вернувшись домой, они еще долго рассказывают о лагере своим друзьям и знакомым.

И, конечно же, лагерь – это еще одна прекрасная возможность для развития физических качеств и укрепления здоровья подростка. Этому подчинены все скаутские мероприятия, которые наилучшим образом служат укреплению молодого организма, способствуют развитию механизма адекватной моторики, свободе движений, ритмике и грации, рациональному распределению энергии, постоянному совершенствованию биологических жизненных сил детей. Активные закаливающие процедуры выполняются скаутами в любое время года, присутствуют в любой скаутской программе, а физическая активность, спортивные и лесные игры – непременная черта любой деятельности на природе. Далеко не случайно скаутское движение в Саратове с 2007 г. находится под патронажем Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья, а руководителем саратовских скаутов является Председатель этого общества Наталья Александровна Королькова. Скаутская система является одним из лучших методов пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

Важнейшим элементом социальной адаптации подростков является формирование их внутренней системы глобальных ценностей, духовно-нравственного стержня, наличие которого служит надежной защитой от рецидивов. Это обеспечивается добровольным выполнением подростками Скаутского Обещания и Скаутских Законов, которые очень просты для понимания и содержат проверенную временем систему гармоничного становления личности.

Законы скаутов составляют идеал, к которому должен стремиться каждый скаут. У нас 12 законов:

1.   Чести скаута следует доверять.

2.   Скаут верен.

3.   Долг скаута - быть полезным и помогать другим.

4.   Скаут - друг для всех и брат каждому скауту.

5.   Скаут вежлив.

6.   Скаут - друг природы.

7.   Скаут исполняет требования родителей и скаутского лидера.

8.   Скаут улыбается и не унывает при любых трудностях.

9.   Скаут бережлив.

10.  Скаут чист в мыслях, словах и делах.

11.  Скаут скромен.

12.  Скаут трудолюбив и настойчив.

Обещание и Законы с одной стороны, а скаутская дисциплина с другой, способствуют выработке характера и формированию у подростков чувства долга, принятию на себя ответственности быть верным данному слову, приобщению ребенка к определенному кодексу поведения, что, в свою очередь, наряду с духовностью и заботой о других людях, позволяет обеспечить гармоничное развитие его внутреннего мира.

Процесс скаутского воспитания не был бы настолько эффективным и притягательным для детей, если бы отсутствовало постоянное игровое наполнение скаутской жизни. Игра здесь – не элемент развлечения, не попытка заполнить свободное время, а мощное средство воздействия на поведение и характер ребенка, объяснение сложных понятий взрослого мира языком детства.

Сам скаутинг является такой игрой: ребенок участвует в ней с малолетства до совершеннолетия, а участниками игры становятся скауты всего мира. Скаутинг вобрал в себя множество разных игровых форм деятельности, стал их координатором, сам превратился в игру. Игру длительную, массовую, организованную, с единым содержанием. Знаки, ритуалы, кличи, героические образы, приключения, условность и романтика в комплексе делают скаутинг уникальным и неповторимым движением. Скаутинг сумел органично соединить с игрой обучение и воспитание, не подменяя их, а эффективно дополняя. Именно игра позволяет нам ненавязчиво, без излишней дидактики и нравоучений, осуществлять многостороннее воздействие на личность ребенка, делая процесс социализации ярким и притягательным.

Приведенная система может одинаково хорошо работать и в подростковых клубах, и в школах (в т.ч. школах-интернатах), и в детских домах. При поддержке администрации и педагогического коллектива все организационные вопросы решаются достаточно легко. Опыт саратовских отрядов показывает, что самое главное – найти руководителя, творческого человека, готового работать с детьми не жалея сил и времени. Если такой руководитель есть – находится и место для занятий, и необходимый клубный и походный инвентарь, и прочие важные вещи. Дети, желающие играть, есть везде – на то они и дети. Важно сразу заинтересовать их, поддержать первый интерес, а дальше творчество руководителя и методика скаутинга помогут им разобраться в себе и решить, готовы ли они пойти по этому очень интересному, но трудному пути. Только не стоит, в эйфории первых успехов, пытаться взять в отряд слишком много детей. Без надежных помощников и воспитанных в отряде опытных вожаков это не принесет совершенно никакой пользы, но обязательно повредит становлению новых отношений в отряде. И уж совершенно недопустимо, по примеру пионерской организации, пытаться вовлечь в скаутское движение всю школу, микрорайон, город и т.д. Без принципа добровольности и патрульной системы многие положения скаутинга просто не будут работать, попытки заменить их другими формами повлияют на остальные компоненты системы, и в результате получится нечто, внешне похожее на скаутинг, но не имеющее его силы воздействия.

В отряд приходят обычные дети, каждый со своими особенностями, привычками и принципами, и скаутская система не может сделать всех одинаково честными, справедливыми и социально активными. Все, кто длительное время занимается скаутингом, становятся лучше, но у каждого, видимо, есть свой особый, только ему присущий путь развития, определенный физической и психоэмоциональной генетической предрасположенностью, социальным окружением, особенностями семейного и школьного воспитания.

Практика работы в школе-интернате № 2 и Центре социальной помощи семье и детям г. Саратова показывает, что надежными помощниками руководителя (особенно на начальном этапе становления отряда, когда еще нет опытных вожаков, отрядных традиций и больших социально значимых дел) могут стать дети из неполных, многодетных и малообеспеченных семей. Для них попадание в скаутский отряд и работа в нем не представляют особых трудностей (кроме денежных затрат на поездки и продукты). Они с интересом окунаются в эту большую игру и, в большинстве случаев, сами становятся хранителями тех романтических традиций, которых так много в скаутинге. Мало того, они уже изначально обладают некоторыми качествами, которые у "благополучного" ребенка приходится развивать: умеют трудиться, обладают развитыми навыками самообслуживания (приготовление пищи, починка одежды и т.д.), привыкли считаться не только со своим мнением, но и с мнением других, неприхотливы, более выносливы и т.д.

Сложнее с теми подростками, которые уже успели попробовать вкус уличной вольницы и вступить в конфликт с законом. Здесь какой-то успех можно ожидать лишь в том случае, если подростку нет 16 лет и он пошел на преступление под влиянием компании, не успев глубоко впитать в себя философию преступной среды. (Хотя, конечно, возможны исключения.) Мы стараемся, чтобы их знакомство с отрядом состоялось не в скаутском клубе, а в одном из скаутских лагерей, где легче корректировать его поведение, вовлекая в индейские игры, скаутские испытания, давая ему возможность сравнить себя с ребятами из отряда в значимых для него видах деятельности. У тех, ребят, которые приезжают к нам в лагерь, появляется интерес к скаутской жизни, и, при дальнейших контактах с нами, этот интерес начинает понемногу заменять уличные ценности и ориентиры на скаутские, а, следовательно, и на общечеловеческие, уводя подростка от влияния улицы, делая его добрее и целеустремленнее. Практика показывает, что если у этого подростка есть реальная возможность поехать с нами на другие лагеря, а затем посещать занятия в клубе, то он выбирает отряд, и, мало того, приводит еще несколько своих уличных друзей. В ином же случае этот положительный заряд, полученный в лагере, держится несколько месяцев, а затем начинает вытесняться улицей, оставаясь в сознании подростка как красивая, но несбыточная сказка. (Так двое подростков из Заводского района спустя год после лагеря, уже вернувшись к уличным компаниям, все же ставили во дворе палатку (они жили в частных домах) и все лето ночевали в ней, придумывая себе "скаутские" испытания и игры.)

Но все это возможно лишь при наличии стабильно работающего скаутского отряда, со сплоченным ядром, крепкой дисциплиной, четким знанием скаутской методики и большим стремлением к самосовершенствованию. Без этого очень велик риск того, что отряд не сможет противостоять идеалам улицы и сам заразится ее влиянием.

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что при всей своей уникальности скаутинг, как воспитательная система, не претендует на роль универсальной, охватывающей все без исключения аспекты процесса становления личности ребенка. Созданный как дополнение к существовавшей в обществе традиционной системе воспитания, – он остается таким и сейчас, более чем через сто лет, значительно обогащенный накопленным опытом, не потерявший своей притягательной силы и социальной значимости. Дополняя существующие воспитательные методы новыми формами социального воздействия, скаутинг оказывает помощь в понимании окружающего мира, формирует у детей опыт гражданских и социальных связей, становление активной гражданской позиции, дает опыт работы как на местном, национальном, так и на международном уровнях, способствует социальной интеграции в международном масштабе, позволяет лучше понимать общечеловеческие ценности современного мира.