Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

А.Н. Аверьянов,
начальник Штаба АССО


Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни проводятся в каждой школе. Это и спартакиады, и лекции о вреде психоактивных веществ (ПАВ), и выступления агитбригад и много чего ещё. Казалось бы, процент школьников, употребляющих ПАВ, должен неуклонно снижаться. Однако, этого не происходит. Мало того, всё больше и больше подростков попадают в зависимость от табака и алкоголя, а возраст «первой пробы» уменьшается с катастрофической скоростью.

 

Можно, конечно, бессильно опустить руки и устало сказать: «Дети сейчас совершенно другие. Им говори - не говори – всё как о стенку горох». Можно продолжать проводить те же мероприятия, надеясь, что хоть на кого-то подействуют пугающие аргументы и эмоциональные призывы. Но мы с вами – скауты, а значит, не должны сдаваться или биться лбом о стену. Будем искать решение этой проблемы. Не получится с первого раза – будем пытаться ещё, и так до тех пор, пока острота проблемы не начнёт хотя бы немного снижаться.

Для начала попробуем проанализировать проблему. Давайте подумаем, почему наши попытки воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни так тщетны?

Может быть потому, что лишь единицы из нас, взрослых, сумели навсегда отказаться от табака и алкоголя, не употребляя даже глоток вина по праздникам? «Врачу – исцелися сам». Дети, видя такую разницу между проповедуемыми идеалами и реальной жизнью, естественно, не торопятся пополнить ряды тех, кого в обществе воспринимают «белыми воронами». Вправе ли мы их за это винить?

А, может быть, именно так они реализуют возрастное стремление к самостоятельности и независимости? «Запретный плод сладок». Представим себе картинку или фотографию под названием «Я уже взрослый (-ая)». Что скорее всего будет на ней изображено? Косметика? Секс? Те же бутылка с сигаретой? Вот нехитрый набор самой распространённой «взрослой» символики. Настоящие атрибуты взрослости – зрелость суждений, ответственность, самообеспечение и т.д. – не так наглядны, а, следовательно, не так привлекательны для подростков.

Или всему виной желание всё попробовать, испытать на себе, составить собственное мнение о том, о чём так много говорят и сверстники и взрослые? Все предупреждения о вреде и зависимости разбиваются о детско-наивное: «Да я только разок, только попробовать». Но не пробуют же они прыгать с крыши многоэтажки!

Возможен и внешний вариант: кому-то хочется, чтобы Россия стала страной алкоголиков, сырьевым придатком, умоляющим Запад о культурной и экономической помощи и готовой послушно выполнять все его команды. Победить силой не удалось, вот и бьют по самой уязвимой точке – детям, пропагандируя разврат и вседозволенность, лоббируя законы о «слабоалкогольной» продукции, производя приятные на вкус алкогольные коктейли, чтобы снизить возраст начала употребления и крепче привязать детей к отраве.

Или…

Хотя уже достаточно. Перечислять можно долго – попробуем разобраться с уже названными.

Пьющие пропагандисты трезвости. Выход очевиден – искать непьющих. Вот только где искать, если в школах работают такие же люди со своими слабостями и зависимостями? Хорошо, если найдётся на всю школу один трезвенник – а если и одного нет, как тогда? А тогда попробуем поискать среди детей. Не все же они у нас, в конце концов, курят и выпивают! Наверняка есть те, кто в силу воспитания, убежденности или ещё каких-то причин не бегает на каждой перемене покурить и не связывает хорошее настроение только с приёмом алкоголя. Поспешим найти и объединить их, чтобы им легче было противостоять соблазнам и своим примером пропагандировать здоровый образ жизни. В качестве образца для подражания им могут служить активисты молодёжного движения «Трезвый Саратов», принципиально не употребляющие ПАВ, известные спортсмены, ведущие трезвый образ

Стремление к самостоятельности и независимости можно попытаться реализовать, дав набранной нами группе право самостоятельно придумывать и проводить дела, показывающие выгоду здорового образа жизни. Причём не только те, что традиционно проводятся в школе, но и те, которые придумают сами ребята. Наша задача – ненавязчиво помочь им прийти к успеху и обеспечить правовое пространство их деятельности.

Для понимания всей опасности «первых проб» нужны знания. Сейчас можно без особого труда найти фильмы, видеозаписи лекций, популярные брошюры на эту тему, поискать нужные материалы в Интернете. Особое внимание стоит уделить не «пугательным» доводам (как видим, их убеждающая сила в значительной степени ослабляется уверенностью подростков в том, что все эти последствия могут произойти с кем-то другим, но не с ним), а созданию культа здоровья. «Быть здоровым – это круто!», «Курят только слабаки!» - эти доводы, при наличии их наглядных доказательств в виде крепкого и дружного коллектива «трезвенников», подействуют гораздо лучше.

От внешней опасности оградиться сложнее. Запреты здесь не помогут – они только подогреют интерес подростков. К тому же всегда найдутся те, кто будет лоббировать интересы алкогольных и табачных компаний на самом высоком уровне и оплачивать рекламные ролики, направленные, по сути, на уничтожение наших детей. Однако, выход есть и здесь. Если подросток хорошо понимает, кому и зачем нужно ослабление России, какими средствами это достигается и какая роль уготована в этой войне лично ему, то он оказывается перед выбором: помогать врагам своей страны или защищать Родину всеми доступными ему средствами. Выбрав второй путь, он станет уже неподвластен хитрым рекламным уловкам и никакая сила не заставит его медленно убивать себя. Плюс ко всему, в этом случае сработает и возрастная категоричность подростковых суждений, не признающих полумер и полутонов. Наглядный пример – тот же «Трезвый Саратов».

Вроде бы, всё хорошо. На каждую причину найден вариант решения, причём эти варианты хорошо компонуются между собой. Но пока это не более чем теорема, которую ещё предстоит доказывать практической работой. Попробуем?

В президентском гранте СРОО трезвости и здоровья «Я выбираю здоровье! А ты?» мы назвали такие объединения школьников, сознательно выбравших здоровый образ жизни, «центрами РОСС (Развитие, Обучение, Самоконтроль, Свобода от зависимостей)». Создание этих центров, при поддержке Министерства образования Саратовской области, планируется в тех школах, которые подписали с СРОО трезвости и здоровья договор о сотрудничестве. 30 октября – 3 ноября в ДОЛ «Дубрава» Татищевского района прошёл курсовой лагерь, на котором потенциальные кураторы и активисты центров РОСС учились придумывать, организовывать и анализировать новые интересные формы пропаганды здоровья.

А как быть тем, кто по каким-либо причинам не попал на эти курсы, но тоже хочет присоединиться к реализации президентского проекта?  Изобретать самим, а мы вам постараемся в этом помочь.

Начнём с цели. Что мы хотим получить в итоге? Вряд ли стоит пытаться свернуть горы и бороться за то, чтобы абсолютно все наши школьники отказались от курения и употребления алкоголя. Для выполнения этой цели нам может не хватить жизни, и мы всегда будем испытывать разочарование, видя, как далеки мы от неё. Тогда что же?

Как вы считаете, будет ли оправданной затрата сил и средств, если за год количество школьников, принципиально выбравших здоровый образ жизни, вырастет вдвое? А на следующий год – ещё в два раза и так далее. И это притом, что в целом по России наблюдается как раз обратная тенденция. Попытаемся в нашей конкретной школе не только остановить падение, но и начать уверенно подниматься. По-моему, цель достойная. Вот к этому и будем стремиться.

Перенесёмся на год в будущее и представим себе картинку: у нас всё получилось, мы достигли цели и находимся на финальном мероприятии проекта. Что это будет – простой пересчёт тех, кто начинал и тех, кто присоединился к ним? Или интересное дело, самостоятельно подготовленное и организованное нашими активистами и получившее положительные отзывы детей и взрослых? Второе мне нравится гораздо больше – возьмём эту картинку как ситуацию-образец.

Определим ступеньки, на которые необходимо подняться, чтобы эта картинка-образец стала реальностью. Сделать это несложно, если в качестве основных критериев взять самостоятельность и положительные отзывы. Начальная ситуация  – оба критерия на нуле: дети лишь исполняют наши задумки. Ступенька первая – поднимаем на полшага критерий самостоятельности: дети придумывают и организовывают мероприятие с нашей помощью. Отзывы зрителей здесь не столь важны – главное, чтобы сами участники были довольны своей работой. На следующей ступеньке поднимаем второй критерий: дети опять же работают с нашей помощью, но качество конечного продукта становится выше, и мы получаем положительные отзывы зрителей. Третья ступенька – полностью самостоятельное дело без учёта отзывов. И, наконец, четвёртая – ситуация-образец.

Понятно, что переход на новую ступеньку совершается не за одно мероприятие. Какие-то ступеньки потребуют многократного штурма, давая участникам необходимый для покорения этой высоты опыт.

Главное, не сдаваться и анализировать ошибки, чтобы не повторять их вновь и вновь.

Эти ступеньки помогут нам в течение года определять своё местоположение относительно цели, видеть ближайшие перспективы и концентрировать усилия в самом важном направлении. Я привёл лишь примерную схему – каждый куратор может придумать свою, лишь бы она чётко выстраивала путь к цели и могла служить путевыми ориентирами.

А как же те, кто должен пополнить ряды наших активистов? Это же наша цель – неужели мы о ней забыли? Конечно же, нет. Но одними мероприятиями, пусть даже самыми интересными, их не привлечёшь – здесь важен стиль жизни активистов, их авторитет в школе, привлекательность повседневных сборов и дел. И сейчас мы с вами подумаем, как это лучше сделать.

Ещё до набора детей в центр РОСС надо подготовить почву для сборов: обговорить с руководством степень возможной самостоятельности детей (могут ли они проводить свои дела для всей школы или только в определённых классах, с кем обязаны согласовывать свои идеи, имеют ли право критиковать замеченные в школе недостатки и т.д.), утвердить Положение о центрах РОСС, найти постоянное помещение для сборов центра, договориться с классными руководителями тех классов, в которых планируется провести первые дела центра…

Затем приступаем к набору. Очень важно – он должен проходить исключительно на добровольной основе. Это один из трёх важнейших принципов проекта. Любые попытки назначения, взывания к совести и гражданскому долгу, явного и скрытого шантажа даже закончившись успешно, закладывают под весь проект мину замедленного действия, которая раньше или позже взорвёт всё, что будет построено к тому времени. В качестве первого шага можно пригласить в школу активистов «Трезвого Саратова», которые убедительно и интересно расскажут, почему они решили выбрать здоровый образ жизни, что убедило их прекратить употребление ПАВ, покажут фильм, герои которого – такие же подростки, как и те, кто собрался на эту встречу, подробно ответят на все вопросы.

Следующий шаг – рассказ о тех преимуществах, которые получат активисты центров РОСС кроме пользы для своего здоровья. Тем, кто подпишет обязательство вести до конца проекта здоровый образ жизни, будут бесплатно выданы футболки проекта, наиболее активные из них смогут поехать в весенний и летний скаутские лагеря бесплатно или за минимальную стоимость, в то время как их сверстники, не работающие в проекте, либо не смогут туда попасть вообще, либо вынуждены будут полностью оплачивать все расходы. Кроме того, между центрами РОСС будет проходить соревнование по итогам которого активисты центров-победителей будут награждены памятными призами. Плюс ко всему этому – возможность участия в мероприятиях, предложенных СРОО трезвости и здоровья, и походах, играх и приключениях, организованных городским штабом РОСС. Для старшеклассников стимулом может послужить и возможность самовыражения, работы на взрослом уровне, реализации своих интересов и притязаний, участия в деле, имеющем общегосударственное значение.

Первый сбор актива надо продумать и подготовить заранее. Он должен быть интересным, ярким и необычным. Можно провести игры на знакомство и командное взаимодействие, попросить каждого коротко рассказать  о себе и о том, почему он решил вести здоровый образ жизни (лучше это сделать при выключенном свете, передавая из рук в руки горящую свечу). Затем взрослый проводит «мозговой штурм», на котором ребята придумывают различные интересные дела по пропаганде здорового образа жизни. Все предложения, вне зависимости от их ценности в глазах взрослого, записываются. Из этого списка ребята выбирают одно дело, которое хотелось бы провести первым. Взрослый задаёт вопросы, акцентируя внимание на ключевых моментах организации и проведения дела. Ребята распределяют обязанности по подготовке дела и намечают первые шаги. После небольшой игровой паузы проходит обсуждение сбора: что понравилось, что не понравилось, как сделать лучше. Закончить сбор лучше всего общей песней.

На этом сборе надо хорошо присмотреться к пришедшим и условно разделить их на 3 категории: «убежденные» (твердо решившие вести здоровый образ жизни), «потенциальные» (пока сомневаются, пришли посмотреть, что и как) и «конформисты» (своего мнения пока нет, пришли только потому, что здесь их друг или лидер компании). Из первых формируем актив, распределяя между ними все важнейшие направления деятельности, вторых делаем их помощниками, а третьих используем пока в качестве исполнителей, делая подстраховку (могут не прийти в самый ответственный момент). В процессе работы центра в этих группах будут происходить изменения, которые надо отслеживать и учитывать в организации работы.

Сразу после первого сбора куратор, втайне от ребят, подготавливает успешность всех тех первых шагов, которые собирались сделать дети: договаривается с классными руководителями, ищет необходимую информацию, продумывает, какой реквизит понадобится для дела и где его можно взять, находит в запланированном деле «изюминку», которая сможет подогреть интерес детей при потере энтузиазма. В случае, если кто-то из детей не сможет справиться со своей зоной ответственности, будет достаточно лёгкой подсказки, чтобы помочь ему продолжить дело.

Второй сбор желательно сделать вне школы – это может быть выход в лес, выезд на «патрульный тренинг» (его могут помочь провести активисты городского штаба РОСС), посещение СРОО трезвости и здоровья или просто скаутские игры на школьном дворе. Главное, чтобы всем участникам сбора было интересно и весело. Это закрепит интерес участников и поднимет рейтинг центра в глазах остальных школьников. На этом же сборе куратор интересуется ходом подготовки дела и даёт необходимые подсказки.

Когда дело практически готово, проводится сбор «А если?». На нём подробно проговаривается вся последовательность проведения дела, включая его техническую сторону, а затем куратор задаёт организаторам дела вопросы, связанные с возможным незапланированным развитием событий: «А если зрители будут шуметь?»,  «А если вдруг кто-то из вас заболеет и не сможет прийти?», «А если кто-нибудь забудет текст?»… Ребята моделируют эти ситуации и придумывают оптимальные действия в них. Пока для них это скорее игра на находчивость, но в случае, если какая-то из этих или подобных ситуаций действительно произойдёт, они уже будут знать, как поступить.

Первое дело обязательно должно быть удачным! Или, по крайней мере, восприниматься организаторами и участниками именно так. Постарайтесь оградить детей от всякой критики и советов со стороны, как можно было бы сделать лучше. Всё это будет полезным, но позже, когда у детей накопится положительный опыт проведения хотя бы 2-3 своих дел. А пока, вне зависимости от реальных результатов, ваша реакция только одна: «Молодцы! Несмотря на все трудности, вы очень хорошо справились с организацией этого дела!». Сразу после проведённого дела не следует делать никаких обсуждений. Можно лишь устроить небольшой праздник с чаепитием в честь взятия первой высоты. О том, что можно улучшить в следующий раз, лучше поговорить на очередном сборе. В этот день пусть дети разойдутся по домам с ощущением победы.

На следующем сборе вспомните наиболее удачные моменты дела, попросите участников поделиться своими впечатлениями, ещё раз похвалите всех и спросите, что можно улучшить при подготовке и проведении следующего дела. Все предложения записываются на отдельных листочках и либо крепятся на стену (если помещение целиком ваше), либо складываются в отдельную папку, чтобы перед следующим делом можно было бы их посмотреть и проверить, всё ли учтено, не наступим ли мы «на те же грабли». Особо отметьте, что не надо ждать немедленной реакции. Если после дела ни один человек не решил присоединиться к числу здоровых людей – это ещё не показатель неуспешности дела. Возможно, кто-то задумался над проблемой, засомневался в своём образе жизни, и эти зёрна сомнений позже дадут всходы. На этом же сборе делается заметка о проведённом деле, которую с приложением 2-3 фотографий можно поместить на «стене здоровья» и направить в штаб-квартиру для размещения в газете и на сайте. В заметке желательно дать не только описание хода дела, но и впечатления участников. Если есть внешние положительные отзывы – обязательно приложите и их. По этой информации в штаб-квартире и Министерстве образования области будут судить о деятельности вашего центра РОСС и определять победителей, так что не жалейте красок в описании того, как здорово у вас всё получилось. Важной частью этого сбора является и выбор нового дела. Никаких пауз для «отдыха» быть не должно. Закончено одно дело – сразу же начинайте готовить следующее. Спросите ребят, в чём им не удалось быть самостоятельными. А что из того, что пришлось делать (открыто) вам, они смогут в следующий раз сделать сами? Кого можно попросить о помощи? Ведь самостоятельность – это не запрет на привлечение других. Главное, чтобы ребята не ждали, пока взрослый им что-то предложит, а сами обращались за конкретной помощью.

Кроме цепочки дел для других, в центре должны быть и внутренние интересные дела. Именно они, в первую очередь, помогут привлечь к деятельности центра новых школьников. Это может быть и участие вашей команды в спартакиаде РОСС, празднование дня рождения вашего центра (для начала можно хоть каждый месяц, заодно совместив и с празднованием дней рождения членов центра), дня Первого дела (в этот день можно поговорить о том, насколько центр продвинулся в своей работе), проведение игр (в том числе и на местности), встреч с известными людьми. А если бы удалось организовать для членов центра совместное посещение бассейна или тренажерного зала – было бы просто замечательно! Интересная внутренняя жизнь центра послужит созданию особого стиля жизни, который, наряду с пониманием цели и цепочкой конкретных дел, является одним из компонентов успешной деятельности.

А теперь о грустном. Представьте себе такую ситуацию: в вашем центре оказался подросток, который либо неуёмно «звездит», считая себя чуть ли не единственным полезным членом центра, либо, наоборот, не хочет ничего делать, срывает все порученные задания, но при этом хочет и дальше оставаться в центре. Это сигнал, что в вашу дружную команду проник опасный вирус, способный за короткое время заразить всех. Если не помогает «терапия» (разговоры, увещевания, разбор на Совете центра), то остаётся единственное средство – «ампутация», исключение из центра. Применять его следует решительно, не поддаваясь на детсадовские уговоры «Я больше не буду! Дайте мне самый-самый последний шанс», как бы ни было жалко и как бы ни ходатайствовали за него внешние заступники, к которым он сразу же обратится за поддержкой. Добродушие в этом вопросе погубило не одну хорошую команду. В конце концов, центр РОСС – не учебная структура и вы не обязаны холить и лелеять того, кто мешает общему делу.

И напоследок о том, что ещё может повлиять на социально-психологическое здоровье центра РОСС как сплоченной команды единомышленников. В книге М. Б. Кордонского и В. И. Ланцберга «Технология группы» (кстати, очень советую почитать!) приведены условия, необходимые для успешной работы:

Условие

Что оно дает

Метод его создания

1. Наличие целей и задач деятель­ности группы.

Определяет самый смысл ее существо­вания

Выбор целей и задач лидером до создания группы.

2. Ценностное и общепсихологиче­ское единство членов группы.

Повышает ее эффек­тивность за счет снижения числа конфликтов

Корректность, аде­кватность в решении проблемы "кадров".

3. Наличие текущих рабочих трудно­стей.

Способствует "естественному" отбо­ру, взаимной "при­тирке" и, как след­ствие, формированию коллектива.

Выбор задач, в ходе решения которых могут возникать различные препятствия, трудоем­ких работ; нетерпи­мость к потребительству внутри группы.

4. Наличие внешне­го фронта борьбы (например, с бюро­кратической систе­мой, обывательским окружением), в ходе которой приходится жертвовать личными благами ради идеи.

Способствует сохра­нению чистоты рядов членов группы.

Выбор соответствую­щих целей и методов работы.

5. Постоянное об­новление идей, форм, методов ра­боты, состава; смена лидеров, ро­лей функционеров.

Снижает физиологи­ческую и психоло­гическую усталость, отодвигает начало старения.

Поиск новых идей, ме­тодов, форм; широкое общение с другими клубами; наращивание актива; введение сме­няемости лидеров, ре­гулярного глобального коллективного анализа

На этом пока всё. Будьте настоящими скаутами, не отступайте перед возникающими трудностями (а их на пути первооткрывателей всегда встречается немало!) - и у вас всё обязательно получится!

 

Рекомендуемая литература:

1. Лутошкин А.Н. Как вести за собой, - М., "Просвещение", 1978

2. Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Технология группы, - Мозырь: Белый Ветер, 1999

3. Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники, - М.: Net2Net, 2008