Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

 

В.В. Баженова,
педагог-организатор


Сейчас на самых разных уровнях всё чаще звучит мнение, что школьная воспитательная система нуждается в серьёзной модернизации. Разрабатываются различные проекты, которые, при всём многообразии форм и методов, предлагаемых авторами, базируются на основах скаутской методики: участие детей в планировании, организации и проведении мероприятий, уважение достоинства каждого ребенка и учет его интересов, демократические формы управления коллективом, интересная для ребенка и полезная для общества деятельность, одним словом детское самоуправление.

 

Однако не следует забывать, что и самовоспитанию, и самоуправлению надо учить.

Учить ненавязчиво, интересно и так, что бы ребенок и не понял, что его научили быть самостоятельным, самоопределяющимся, умеющим ставить цели и задачи и решать их самостоятельно. Существует много психологических методик, которые могут подвести ребенка к этому этапу. Одна из них самая простая в применении, ненавязчивая, интересная и игровая - это методика «мозгового штурма».

«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее оперативных, популярных методов решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях, для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди, а особенно дети, часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи, из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег, друзей. Целью применения мозгового штурма является: исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей.

Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Эти принципы предполагают применение нескольких правил:

1. Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

2. Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

3. Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

4. Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

5. На завершающем этапе производится отбор лучшего решения: исходя из экспертных оценок или общего обсуждения группы.

Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма и людьми, работающими индивидуально, Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды.

В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм» (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма. К последним, в частности, относится т.н. «блокирование продуктивности»: поскольку участники группы представляют идеи поочередно, то люди в ожидании своей очереди могут передумать или испугаться публично высказывать свою идею, либо просто ее забывают.

В настоящее время существует более 50 модификаций Мозгового штурма.

Суть: Разделение этапов выдвижения и анализа идей при решении проблем и проведении какого-либо творческого дела.

Цель: выдвижение как можно большего числа разнообразных идей.

Во время сеанса мозгового штурма происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву. Новые идеи возникают подобно электрической искре при контакте с мыслями и идеями других людей.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В конце первого этапа проблема должна быть чётко сформулирована;

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

  • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи;

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

Рекомендации по проведению мозгового штурма.

В мозговом штурме участвуют ведущий и от 2 до 6 групп детей, генераторы идей и критики-аналитики.

В группе выбираются: ведущего группы, статиста, генераторы идей, критики аналитики.

Требования к участникам

1. Требования к ведущему всего мозгового штурма:

Ведущий регулирует ход мозгового штурма.

1. Отвечает за процедуру и регламент работы (соблюдение правил). Прерывает неконструктивное поведение участников – переговоры между группами во время работы в группе.

2. Обеспечивает психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности.

2. Требования к ведущему группы:

Ведущий обеспечивает качество регулированием хода мозгового штурма в группе.

1. Отвечает за процедуру и регламент работы (соблюдение правил). Прерывает неконструктивное поведение участников - "перетягивание каната", "павлиний хвост" и др.

2. Обеспечивает психологическую поддержку участников, атмосферу активности и доброжелательности (должен уметь мгновенно оценить любую идею).

3. Управляет процессом поиска идей(необходимо постоянно уточнять формулировки задачи, расширять поле поиска, выделять новые направления и аспекты решений, задавать новые области поиска решений для участников).

3. Требования к генератору идей:

Задача генераторов идей: непрерывно выдвигать идеи по поставленной проблеме или задаче. Требования к генераторам: выдвижение по широкому спектру тем большого количества идей, основанных на новых принципах, перенос идей из различных областей, использование ярких неожиданных аналогий.

Использование ранее выдвинутых идей другим генератором. Должна быть присуща вера в то, что лучшие идеи ещё впереди, оптимизм. Недопустимо включать в группу генераторов прирождённых скептиков и критиканов.

4. Требования к критику-аналитику:

Задача критика-аналитика: выявление рационального зерна в каждой предложенной к анализу идее на основе глубокого знания теории и практики, понимания специфики проблемы (задачи), способности к обобщению. Ему должна быть присуща вера в то, что лучшая идея - это та, которая анализируется в данный момент, оптимизм.

Хорошие аналитики могут выявить новые принципы решения задачи после классификации принципов, выдвинутых генераторами. Очень часто самое ценное в мозговом штурме - новое направление поиска, а не конкретное решение.

Правила для участников мозгового штурма:

Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей. Высказывайте свои идеи короткими предложениями - не более 30 сек.

Абсолютно запрещена критика предложенных идей, неодобрительные замечания, иронические реплики, ядовитые шутки (например: А что скажет директор? Для практики это не годится! Это же чепуха и бред сивой кобылы! Так ещё никогда не делали!…)

Оказывайте предпочтение не логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разны направлениях. Возможно всё!

Очень способствует продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте обстановку.

Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи.

Обеспечивайте между участниками мозгового штурма свободные, дружеские и демократические отношения.

Не допускается после сеанса зло шутить над идеями других участников.

Средства повышения эффективности мозгового штурма

Показ перед мозговым штурмом короткометражного фильма, заставляющего забыть заботы дня, или фильма по теме задачи.

Показ натурального образца, макета или эскиза объекта, который надо улучшить.

Показ на экране случайных предметов слов (существительных, глаголов).

Объявление перед сеансом о гонораре, вручаемом сразу после окончания совещания (это могут быть интересные сувениры, билеты в сауну, лотерейные билеты или деньги и т.д).

Оформление результатов мозгового штурма

Запись всех идей стенографистом (или каждый участник записывает свои идеи).

Диктофон, магнитофон.

Этапы мозгового штурма

1. Этап генерации идей

Продолжительность сеанса мозгового штурма - 1-2 часа

А) представление участников друг другу и ознакомление их с правилами проведения мозгового штурма (5-10 мин.)

Б) постановка проблем ведущим с ответами на вопросы (10-15 мин.)

Как формулировать задачи

Представить проблему надо в таком виде, чтобы она не вызывала психологических барьеров (без специальных терминов), снять уровень ответственности за свои предложения. При представлении проблемы должны быть чётко сформулированы 2 момента:

Что в итоге желательно получить или иметь.

Что мешает получению желаемого.

Виды формулировки проблемы:

1. В виде формулировки проблемы-аналога.

2. Формулирование проблемы в обобщённом виде.

3. Проблема как она дана (самый слабый вид формулировки).

В) Составление отредактированного списка идей (предварительный анализ и индукция: наиболее приемлемые и легко реализуемые идеи для решаемой задачи; наиболее эффективные идеи; перспективные и т.д.) (30-45 мин.)

2. Этап анализа идей

Продолжительность - от одного дня до недели.

Процедуры этапа анализа для каждой идеи:

Уяснение идеи в виде, сформулированном на этапе генерации.

Обобщение идеи. Выявление принципа. (Ведение классификации принципов, дополнение классификации).

Оценка перспективы принципа (обязателен специалист).

Наполнение принципа конкретным содержанием (желателен специалист).

Развитие полученной идеи (не для всех идей).

Желательно вывести идеи на одинаковый уровень общности, например:

Формулировка целей и целей альтернатив.
Обобщённые (функциональные) принципы достижения цели. Структурные принципы реализации функции.
Физические принципы реализации структуры.
Технические устройства, осуществляющие каждый принцип.

Вот как сам А. Осборн рекомендует готовить процедуру и анализировать ее результаты:

Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.

Отберите подпроблемы для “атаки”. Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.

Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Мы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдадим себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего.

Отберите самые предпочтительные источники информации. Ответив на вопрос о видах необходимой информации, перейдем к принятию решения о том, какие из источников следует изучить в первую очередь.

Придумайте всевозможные идеи — “ключи” к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.

Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент, здесь, делается на сравнительном анализе.

Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается, обнаружить, новые способы проверки.

Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будем строги и последовательны. Отберем способы, которые наиболее убедительны.

Представьте себе все возможные области применения. Даже если наше окончательное решение подтверждено экспериментально, мы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель.

Дайте окончательный ответ.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями и детскими объединениями для улучшения качества работы в командах.


Рекомендуемая литература для организации детского самоуправления:

1.Д.В. Рогаткин Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога».

2.Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога».

3.А.Н. Лутошкин «Как вести за собой».

4. И.П. Иванов «Энциклопедия коллективных творческих дел».

5. Любовь Жданова «Педагогическая система Орленка».