Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

 

Часть вторая: Практика

Глава 1: Трезвость и скауты – эффект синергии

Скаутское движение в Саратове возродилось в начале 1992 года и достигло своего пика в 2000 году, когда в Марксовском районе был проведен крупный международный скаутский лагерь (Джамбори) «Волга-2000». После этого, в связи с переездом лидера организации в другую область, скаутская работа стала носить локальный характер, ограничиваясь отрядными и межотрядными делами, и уже не могла оказывать заметное влияние на подростков города и области.

Всё изменилось в 2007 году, когда Председатель Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья Наталия Александровна Королькова решила использовать скаутскую воспитательную систему для пропаганды здорового образа жизни среди школьников, а Российская скаутская организация поддержала это начинание через своих спонсоров. Мы проводили семинары для директоров школ и их заместителей по воспитательной работе, рассказывая им о преимуществах скаутской системы воспитания. В результате уже весной 2008 года количество подростков в скаутских отрядах Саратова и Энгельса, формировавшихся строго по добровольному принципу, достигло полутора тысяч человек. Российская скаутская организация выделила нам палатки, спальные мешки и туристические коврики, в результате чего летом 2008 года мы смогли в том же Марксовском районе провести областной скаутский лагерь, а затем направить достаточно большую делегацию на Джамбори в Ульяновскую область. Там мы получили дополнительное туристическое оборудование, байдарки, надувной катамаран и рафт. В конце лета этого же года финансовая поддержка закончилась, а Российская скаутская организация прекратила своё существование. В Саратове это событие заметно сократило количество отрядов, но чуть ли не половина руководителей уже успели понять преимущества новой для них системы и выразили готовность работать без финансирования. В настоящее время саратовские скауты успешно проводят свои мероприятия за счет средств Общества трезвости, городских и областных субсидий и президентских грантов.

Почему Общество трезвости выбрало для пропаганды здорового образа жизни именно скаутов? Во-первых, международная воспитательная система «Скаутинг», возникшая в 1907 году и работающая в России с 1909 года, за это время доказала свою эффективность и интерес для подростков в разных странах мира. Во-вторых, в современной мировой педагогической практике нет другой системы, позволяющей наиболее полно выявить и максимально реализовать потенциал подростков как личностей и как ответственных граждан своей страны. В-третьих, ориентированность скаутов на саморазвитие, помощь другим и служение Родине позволяют им наиболее эффективно пропагандировать здоровый образ жизни среди сверстников. Клич российских скаутов «Скауты России, за Россию будьте готовы!» и отзыв «Всегда готовы за Россию!» наглядно показывают их приверженность именно российским, а не западным ценностям, готовность делать всё возможное для укрепления и защиты своей Родины. Это подтверждается и их практической работой.

Отряды Ассоциации скаутов Саратовской области работают, в основном, на базе школ, социозащитных учреждений (в том числе приютов и интернатов) и подростковых клубов. Это позволяет легко решать вопрос с помещением для сборов. Руководители отрядов имеют педагогическое или психологическое образование, в подавляющем большинстве являются штатными сотрудниками тех учреждений, где базируется их отряд, но за работу со скаутами не получают ни заработной платы, ни другого материального поощрения. Видя результаты своего труда, они понимают, что не зря тратят своё свободное время, и продолжают заниматься скаутингом вот уже много лет.

Зачисление в отряд производится строго добровольно с письменного разрешения родителей. Возраст и школьная успеваемость большого значения не имеют. Поэтому многие отряды разновозрастные, что позволяет организовать внутри отряда передачу опыта и взаимопомощь. Отряды делятся на звенья («патрули») по 5-9 человек. Каждое звено само выбирает командира («вожака»). Командиры всех звеньев образуют Совет командиров, который планирует и организует всю скаутскую работу внутри отряда. Взрослый руководитель отряда имеет право «вето» на все решения Совета командиров, следит за безопасностью, соблюдением скаутских и государственных законов, представляет отряд на внешнем уровне.

В отрядах существует система скаутских званий, мотивирующих развитие подростка. Новичок, только что зачисленный в отряд, считается гостем и не несёт никаких обязательств перед отрядом. Участвуя в отрядных делах, он решает, интересна ли ему такая деятельность, и в любой момент может уйти. Так продолжается до тех пор, пока он не сдаст скаутский минимум – перескажет две странички с наиболее важными сведениями о скаутинге (законами, принципами, символикой, краткой историей возникновения). Сроки не ограничиваются, можно хоть несколько лет оставаться гостем. Это своеобразная первая высота, служащая для проверки подростка на умение преодолевать минимальные трудности. Если он не может самоорганизоваться, чтобы запомнить и пересказать один лист иллюстрированного текста, то вряд ли на него стоит полагаться в более сложных делах. После сдачи скаутского минимума новичок дает обещание беречь и укреплять свое здоровье, выполнять правила отряда и помогать тем, кто нуждается в помощи. С этого момента он становится кандидатом и получает право носить кандидатский галстук и скаутскую форму.

Следующая высота – звание Младший скаут. Нормы для его получения составлены так, чтобы подготовить ребенка к элементарным навыкам походной жизни, так как скаутская жизнь неразрывно связана с походами и палаточными лагерями. Затем идет звание Скаут-искатель, обладатели которого уже хорошо владеют туристическими навыками, умеют ориентироваться на местности, оказывать первую доврачебную помощь, проводить игры со своим отрядом, знают основные события истории России, её крупнейших ученых и писателей. Следующая ступенька – звание Скаут-разведчик, предусматривающее все необходимое для того, чтобы не только комфортно жить в скаутском лагере, но и организовывать его программу. Здесь добавляются навыки руководства звеном, проектной деятельности, саморазвития и знания окружающей природы, умение различать воинские звания, рода войск, знать Дни воинской славы. Предпоследняя ступенька – звание Скаут-сталкер, предполагает умение руководить скаутским отрядом, анализировать его работу, определять стратегические цели и составлять «дорожную карту» их достижений, уметь управлять своими эмоциями, временем и финансами. На этом этапе скаут, при желании, может сформировать свой скаутский отряд и полноценно работать с ним под контролем опытного взрослого. Высшее скаутское звание Скаут-командор позволяет самостоятельно работать с отрядом и участвовать в решении стратегических вопросов развития всей организации.

  У скаутских руководителей тоже есть своя система званий, но их присвоение зависит не от освоенного набора скаутских умений и навыков, а от уровня самостоятельности отряда. Такой подход мотивирует руководителей давать больше самостоятельности скаутам. Всего таких уровней 5:

  1. Деревянная стрела - Руководитель и большая часть отряда сдали скаутский минимум. Отряд разделен на звенья, которые проявляют самостоятельность только выполняя задания руководителя. Всю деятельность отряда и звеньев планирует и организует руководитель.
  2. Бронзовая стрела - Звенья самостоятельно планируют и организуют свою работу внутри отряда. Работает Совет вожаков. Отрядные дела организует руководитель отряда. Больше трети отряда сдали нормы на звание "Младший скаут", отряд принимает участие в большинстве мероприятий АССО
  3. Серебряная стрела – Звенья самостоятельны и поочередно проводят отрядные дела. Текущую деятельность отряда планирует Совет вожаков совместно с руководителем. Руководитель определяет стратегию развития отряда. Отряд за полгода провел не менее 3-х собственных программ.
  4. Золотая стрела - Звенья активно предлагают различные варианты отрядных дел. Отрядные дела планируются, организуются и проводятся совместными усилиями звеньев. Совет вожаков плодотворно работает и при отсутствии руководителя. Все конфликты в отряде оперативно разрешаются без привлечения руководителя. Отряд на протяжении года провел не менее 10 социально-значимых программ в различных направлениях скаутской деятельности, разработанных и организованных самими скаутами.
  5. Платиновая стрела - Отряд определил свою специализацию и самостоятельно работает по ней с хорошими результатами, при отряде организована возможность обучения данной деятельности скаутов из других отрядов. Звенья также имеют сложившиеся специализации (спортивное звено, журналистское, театральное и т.д.) и ни в чем не конкурируют между собой. Все вожаки - хорошие друзья и крепкая команда. Совет вожаков проходит без привязки к определенному месту и времени и без руководителя, к нему обращаются за консультациями. Вожаки при помощи своих звеньев планируют, подготавливают и проводят межотрядные дела, определяют стратегию развития отряда, планируют и проводят программу отрядных лагерей.

Самостоятельное планирование скаутами деятельности своего звена и отряда осуществляется не на основе каких бы то ни было методических рекомендаций взрослого руководителя (это сковывало бы инициативу подростков, воздвигая вокруг неё внешние рамки), а на основе простой и понятной символики.  Скаутские законы показывают детям поведенческие и моральные ориентиры, к которым те должны стремиться. Скаутский символ – лилия с тремя лепестками, напоминает о трех важнейших направлениях деятельности скаутов: саморазвитии, помощи другим и служению Родине. Нормы на скаутские звания и скаутские специальности определяют конкретный перечень умений и навыков, которые дети должны освоить, чтобы обеспечить своё развитие.

Некоторые затруднения в свое время у нас вызвала конкретизация для подростков понятия «служение Родине». Саморазвитие прописано в нормах, помощь другим вполне понятна и её конкретизируют сами дети, а вот о том, что такое патриотизм и в чем он конкретно выражается, сейчас спорят даже взрослые. Понятно, что в будущем, когда дети подрастут, они смогут пойти в армию или занять какой-то важный пост, но это потом. А нужно здесь и сейчас.

Как школьники могут реально проявлять свой патриотизм? Читать стихи и петь песни о Родине на школьных мероприятиях - скучно и вредно, так как забалтывает тему. Пойти в неформалы и бить нерусских - глупо и вредно, так как разделяет страну и добавляет проблем, делая её слабее. Вступить в молодёжное движение и ходить на политические митинги - рано и вредно, так как связывает понятие патриотизма с партийной принадлежностью. Пойти на субботник, собрать вещи для нуждающихся и т.п. - лучше, но всё равно эти дела воспринимаются локально и разово, не позволяя всерьёз говорить о помощи всей стране. Пропаганда трезвости - да, у нас это реальная тема, а как быть другим, у кого под боком нет такого Общества трезвости. Тогда как? Да ещё, чтобы это было интересно и велось именно по молодёжным правилам.

Обсудив эту проблему со скаутами на дискуссионном клубе, нам удалось найти достаточно простое и понятное детям решение. Качества, необходимые юному патриоту, мы определили через слово "СКАУТ":
Служение - работа за идею, а не за выгоду;
Креатив - создание своего, а не заимствование чужого;
Активность - способность к самоорганизации и самомотивации, а не ожидание того, что кто-то другой решит все проблемы
Ум - умение анализировать, а не идти на поводу у штампов
Трезвость - свобода от зависимостей, а не потакание своим слабостям

Там же определили и наши патриотические принципы:

1.Трезвая жизнь - добровольная полная трезвость как способ защиты страны от спаивания
2. Трезвые взгляды - мы лучше взрослых знаем, какой должна быть Россия. Наши мозги ещё не отравлены политической пропагандой.
3. Трезвые мысли - мы стараемся жить своим умом, воплощать свои идеи, а не быть игрушками в чужих руках
4. Трезвые поступки - мы проявляем активную гражданскую позицию взвешенно и мирно, без учёта интересов каких-либо партий и политических интриг.
5. Трезвые отношения - мы ценим людей по результатам их работы, а не по национальности, религии, полу и т.д.
6. Преемственность - наши прадеды защитили Россию в войне, а сейчас пришёл наш черёд. Они умирали за Родину, а нам надо жить за Родину - жить трезво, активно, подавая пример другим.
7. Сотовая структура – каждый отряд умеет работать самостоятельно и, даже если он останется один, то всё равно продолжит работу на благо Родины.

После этого уже легко было конкретизировать понятные детям направления деятельности на благо Родины:

1. Пропаганда трезвости через интересные и эффективные дела.
2. Привлечение сверстников к спорту и укреплению здоровья.
3. Полезные дела для Родины - новые "тимуровцы", делаем не напоказ, а ради дела
4. Программа "ДАР" (детский актив России) - дарим Родине наши победы во всех сферах
5. Престижность - формируем моду на ношение российской символики, фильмы, песни и т.д.
6. Привлекательность - фотографируем красивые места России с указанием мест съёмки
7. Подготовка к трудностям через туризм, выживание, юных спасателей и т.д.

Да, всё перечисленное выше - это тоже рамки, но они воспринимаются подростком как внутренние, осознанные и принятые им самим, развивающие чувство ответственности и самоконтроль. Благодаря этому, детские планы достаточно гармоничны и не снижают воспитательного потенциала системы. А поскольку, реализуя их, подростки реализуют именно свои идеи, а не просто выполняют чьё-то задание, то их интерес, работоспособность и адаптивность к внешним факторам гораздо выше обычных. По собственной инициативе они проводят в младших классах игры, мотивирующие на здоровый образ жизни, очищают лес от мусора, присматривают за детьми-инвалидами, регулярно посещают пенсионеров в доме престарелых, помогают одиноким ветеранам в ремонте квартиры и даже ухаживают за заброшенными ветеранскими могилами. В 2009 году саратовские скауты начали краеведческий Гагаринский проект, в ходе которого они изучали жизнь первого космонавта, памятные места Саратова, связанные с его именем, а затем по старым фотографиям и воспоминаниям местных жителей искали настоящие места приземления Ю. А. Гагарина и его спускаемого аппарата. Всё это представляется им обычным делом, их посильным вкладом в улучшение родного города и страны, не требующим благодарностей и поощрений.

Такой подход позволяет говорить, что скаутская система воспитания, несмотря на свою почти 110-летнюю историю, актуальна до сих пор, и может адекватно и эффективно отвечать на вызовы времени, помогая воспитывать у подростков востребованные обществом компетенции.

На Всемирном экономическом форуме в Давосе были названы 10 профессиональных навыков, которые будут актуальны через 5 лет. 5 из 10 навыков касаются умения общаться с людьми, договариваться и управлять ими, понимать и служить им (это управление персоналом, взаимодействие с людьми, переговоры, клиентоориентированность, эмоциональный интеллект). Все они уже очень хорошо формируются в скаутинге, благодаря его командному взаимодействию и самоуправлению. Еще 4 сферы из 10 связаны со способностями мозга: умением быстро соображать, видеть суть, находить решение проблем, генерировать новые проекты и идеи (комплексное решение проблем, креативность, когнитивная гибкость, критическое мышление). Формирование этих навыков тоже заложено в скаутскую систему воспитания с момента её основания - постоянное преодоление игровых и реальных трудностей, походы, игры-испытания, ролевые и деловые игры, самостоятельное планирование работы (проектная деятельность). Оставшийся навык - иметь собственное мнение. Это, пожалуй, проблемно для всех подростков, в силу возраста верящих кумирам и устоявшимся штампам. Но именно скауты, привыкшие к тому, что их мнение важно для сверстников и взрослых, что с ними советуются по всем важным вопросам, лучше других подготовлены к осознанию, формулировке и аргументации собственного мнения.

Показателями эффективности нашей трезвенническо-скаутской работы может служить тот факт, что в 2010 году наш уже реализованный проект «Я выбираю здоровье! А ты?», заключающийся в организации работы сети школьных центров пропаганды здорового образа жизни по принципу сверстник-сверстнику, был признан Министерством здравоохранения Российской Федерации лучшим молодежным проектом всероссийского конкурса «Здоровая Россия».

Очень хорошо мы взаимодействуем и с органами местной власти, которая видит нашу работу, помогает ей и прислушивается к нашему мнению. Осенью 2011 года по нашей инициативе был проведен областной форум молодежных организаций, на котором дети-активисты предлагали представителям власти свои идеи по улучшению работы с молодежью. Многие из этих идей были приняты в работу и реализованы, о чем нам было сообщено в официальном письме Министерства образования области. Летом 2012 года в наш традиционный лагерь ОПЛОТ (Областной палаточный лагерь Общества трезвости) приезжал губернатор Саратовской области Валерий Васильевич Радаев и неформально беседовал со скаутами о проблемах и перспективах волонтерской работы. Ежегодно в лагерь для общения со скаутами приезжают высокие гости: члены Правительства области, мэр г. Саратова О.В. Грищенко, члены Общественной палаты области и т.д.

Глава 2: ОПЛОТ трезвой жизни

Хороший лагерь должен не только развлекать и оздоравливать детей, но и помогать им выявить и развить свой позитивный потенциал. В большинстве лагерей развивающая программа вторична, она выстраивается на основе уже существующего лагеря, используя имеющуюся инфраструктуру. Дети приезжают на готовую программу и не могут кардинально изменить план-сетку смены.

У нас в саратовском Обществе трезвости и здоровья всё было наоборот. Мы искали эффективные способы показать подросткам преимущества трезвого и здорового образа жизни. И в 2008 году решили попробовать создать хотя бы временную территорию, свободную от курения и алкоголя. Так и появился наш ставший уже традиционным Областной палаточный лагерь Общества трезвости, сокращенно ОПЛОТ.

Областной палаточный лагерь Общества трезвости (ОПЛОТ), который традиционно проводится в первые недели июля, ориентирован на подростков, вне зависимости от их принадлежности к скаутской организации, и призван помочь им стать социально-полезными членами общества. Опираясь на ведущие возрастные особенности подросткового возраста, включающие стремление быть в коллективе единомышленников, тягу к риску и приключениям, желание приобрести умения и навыки, которые могут пригодиться в реальной жизни, лагерь строится как система формирования личностных убеждений, полезных умений и стрессоустойчивости. Она реализуется в виде добровольного поэтапного преодоления бытовых и программных трудностей, осуществляемого на групповом и индивидуальном уровнях.

Базовыми принципами лагеря являются:

  1. Трезвый и здоровый образ жизни, без которого любые личностные достижения теряют смысл.
  2. Добровольность участия, позволяющая детям осуществлять свой выбор и принимать участие только в тех делах, которые им интересны.
  3. Реальное самоуправление, при котором все вопросы внутриотрядной жизни решают сами дети, а взрослые лишь помогают им и контролируют безопасность.
  4. Право на ошибки, подразумевающее, что невозможно научиться новому, не экспериментируя и не делая ошибок. Важно вовремя замечать их, минимизировать их последствия, анализировать причины и разрабатывать альтернативные варианты достижения цели.
  5. Разнообразие видов деятельности, позволяющее охватить интересной жизнью максимальное количество участников
  6. Открытость, дающая возможность приглашать к участию в лагере не только скаутов и требующая разработки программы, не зависящей от уровня начальной подготовки участников.

Подавляющее большинство участников лагеря приезжает организованными группами, сформированными в учебных и социозащитных учреждениях, под руководством педагогов, хорошо знающих личностные особенности каждого члена группы. Это позволяет организаторам лагеря начать работу с подростком не с чистого листа, а опираясь на уже достигнутые умения и навыки. После окончания смены отряд продолжает работать в городе, чтобы поддержать и развить лагерные достижения. Для участников-одиночек существует сводный отряд, руководит которым опытный педагог, хорошо знающий методику работы и умеющий найти подход к детям. Для закрепления полученных результатов сводный отряд продолжает работать и в учебное время.

Отряды работают по принципу самообслуживания и самоуправления, что позволяет подросткам повысить свой уровень ответственности. В них всегда есть опытные скауты, готовые взять на себя решение возникающих проблем и научить других необходимым умениям. Взрослый педагог помогает им и обеспечивает безопасность, стараясь без необходимости не влиять на решения подростков.

Для обеспечения интереса подростков к программе лагеря, её разрабатывают и проводят сами подростки, проявившие высокую активность и ответственность в предыдущих лагерях. Степень интереса они измеряют по собственным ощущениям, что позволяет в наибольшей степени учитывать их возрастные особенности и стремления. Часто перед составлением программы лагеря проходит открытый сбор идей, в котором любой подросток области может высказать свои мысли и пожелания. Ещё одно необходимое качество программы – её полезность, возможность проверить и развить личностные качества, научиться полезным для жизни умениям и навыкам. Подготовленный вариант программы утверждается взрослым руководителем программы, который на взрослом уровне несёт ответственность за её безопасность и реализацию.

Поскольку уровень подросткового стремления к риску и приключениям глубоко индивидуален и зависит от таких факторов как физиологические особенности, семейное воспитание, социальное окружение, соответствие физического и психологического возраста и т.д., программа является многоуровневой и даёт возможность каждому участнику самостоятельно определить оптимальную для себя нагрузку.

  1. Базовый уровень – общий для всех участников лагеря, независимо от возраста и должности в лагере. Он подразумевает соблюдение принципов трезвого и здорового образа жизни, норм общения и морали, правила техники безопасности.
  2. Первый уровень – жизнь на природе. Для многих городских подростков, привыкших к комфорту и компьютерным играм, жизнь в палатке, приготовление пищи на костре, обилие комаров уже сами по себе являются экстремальными элементами. Они получают удовольствие от того, что преодолевают эти трудности, перебарывая желание позвонить домой и попросить родителей забрать их. В программе они участвуют эпизодически, так как их тяга к приключениям является полностью реализованной на данном уровне. Как показывает практика, во второй день смены таких подростков остается очень мало, а остальные успешно переходят на программный уровень.
  3. Второй уровень – программный. Программа лагеря составляется подростковым активом так, чтобы учесть разнообразные интересы участников лагеря и дать им полезные для жизни умения и навыки. Так как участие в мероприятиях добровольное, программа занимает практически всё время лагеря с необходимыми перерывами на еду, сон и купание. Те, кому станет тяжело, смогут просто не участвовать в каком-то из мероприятий. Помимо спортивных, творческих, интеллектуальных состязаний, программа включает в себя большое количество ролевых и деловых игр, военизированных игр на местности, которые позволяют ненавязчиво реализовывать патриотическую тему, давая подросткам почувствовать себя защитником Родины. Традиционными для лагеря стали вечерние костры и ночные игры, пользующиеся большой популярностью. Большинство участников лагеря, приехавших впервые, полностью реализуют себя на этом уровне и после лагеря рассказывают друзьям, как стойко они защищали Русь от нашествия «половцев», мужественно освобождали «заложников», и самоотверженно обороняли лагерь от ночных «террористов».
  4. Третий уровень – скаутские испытания. Так как на этом уровне увеличивается возможность потенциального риска, одних общих правил становится уже недостаточно. Все скаутские испытания направлены на формирование волевых качеств личности, повышение стрессоустойчивости, отработку умения быстро оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Ни одно из испытаний не является обязательным, подросток может выбирать только те из них, которые заинтересовали его. Допуск к прохождению испытания даёт руководитель отряда, хорошо знающий личностные и физиологические особенности претендента. Прохождение испытаний полностью контролируется взрослыми педагогами и совершеннолетними опытными скаутами. В качестве примеров испытаний можно привести наиболее популярные: «Дневная сова» (днём 12 часов проходить с завязанными глазами, участвуя во всех отрядных делах), «Рыбка» (промолчать 12 часов), «Спящий паук» (связать из веревок гамак и провести в нём 12 часов ночью), «Охотник за привидениями» (пройти по тропинке в ночном лесу одному, шагом, молча и без фонарика. Те, кто прошел это испытание раньше, обеспечивают безопасность трассы и пугают сдающего.), «Три орлиных пера» (сдаётся трое суток подряд – сутки молчать, сутки не есть приготовленной пищи и сутки провести в лесу недалеко от лагеря, соорудив шалаш и приготовив еду). Этих испытаний хватает даже самым заядлым любителям приключений.
  5. Четвертый уровень – специальные программы. Они реализуются совместно с другими организациями и позволяют расширить используемые формы работы, познакомить подростков с интересными профессиями, дать возможность попробовать свои силы в новой деятельности. Традиционными специальными программами летних лагерей являются: «Во славу Отечества» (совместно с СГТУ и общественной организацией ветеранов локальных войн «Боевое братство»), «Подросток и Закон» (совместно с УВД и УФСКН), «Школа дружбы» (совместно с национальными диаспорами), «Спасатель» (совместно с МЧС), «Трезвая застава» (совместно с молодежным движением «Трезвый Саратов») и др. Реализуемые в принципиальной для лагеря интересной форме, они позволяют подросткам получить не только увлекательные приключения, но и начальные профессиональные навыки, задуматься о выборе профессии и жизненной цели. Наиболее популярные из них, например «Во славу Отечества» успешно реализовывались и в виде отдельных смен лагеря.
  6. Пятый уровень – работа в штабной команде. Этот уровень реализует не столько собственные интересы подростка, сколько его желание помогать другим. Штабисты разрабатывают и проводят программу лагеря, обеспечивают прохождение испытаний, проводят постройку и разборку лагеря. Это даёт им практический опыт ответственного отношения к делу, осознание своей полезности для общества. В учебное время штабисты координируют работу скаутских отрядов города, проводят обучение новых отрядов.

Стоимость участия в лагере ОПЛОТ в десятки раз ниже, чем в стационарных лагерях. СРОО трезвости и здоровья проводит эти лагеря для воспитания саратовских подростков, а не для извлечения какой бы то ни было прибыли. В те годы, когда часть средств на проведение лагеря выделялась из средств президентского гранта или субсидировалась правительством области или города, участие в лагере было полностью бесплатным или включало символический организационный взнос в 300 рублей. Таким образом, лагерь был доступен абсолютно для всех слоев населения. В 2013 году, при полном отсутствии грантового финансирования и субсидий, взнос участника лагеря составил 3 тысячи рублей за 10 дней смены. При этом от уплаты взноса были освобождены дети из приютов, малоимущих и многодетных семей.

В целом методика организации лагеря ОПЛОТ является уникальной как по сравнению со стационарными детскими оздоровительными лагерями, которые не могут обеспечить полноценную реализацию подросткового стремления к риску и поддержку подростков в учебное время, так и по сравнению с обычными скаутскими лагерями, программа подавляющего большинства которых рассчитана на определенный уровень базовой подготовки участников.

 

Сравнительная таблица основных отличий лагеря ОПЛОТ от ДОЛ

ДОЛ ОПЛОТ

1.   

Высокая стоимость участия за счет необходимости оплаты персонала и амортизации оборудования Низкая стоимость участия. Руководители работают на волонтерских началах. Нет дорогих корпусов, большого штата.

2.   

Ориентирован на комфорт. Чем меньше трудностей приходится преодолевать детям – тем лучше. Ориентирован на преодоление трудностей. Уровень трудностей определяют сами участники лагеря.

3.   

Низкий уровень самообслуживания (уборка постелей, мытьё полов, уборка территории). Самообслуживание воспринимается как обязанность. Формируется потребительское отношение («вы нам должны»). Высокий уровень самообслуживания (обустройство стоянки, приготовление пищи, организация отрядной жизни). Самообслуживание воспринимается как достижение («если не мы, то кто же»)

4.   

Программу лагеря готовят взрослые, ориентируясь на своё представление об интересе детей. До заезда в лагерь дети не могут повлиять на программу. Программу лагеря готовят сами дети, ориентируясь на свои интересы и пользу. До заезда в лагерь любой может прочитать программу, внести свои предложения.

5.   

Нет продолжения работы во время учебного года. Достигнутые положительные статусы не закрепляются вне лагеря, выявленные интересы не развиваются. Работа продолжается в учебное время в отрядах. Все статусы, достижения, выявленные интересы сохраняются и развиваются в отряде и в организации.

6.   

Успехи в личностном росте детей отмечаются устно или в виде грамот на закрытии лагеря. Нет символики, оперативно реагирующей на повышение статуса, приобретение новых умений. Существует система нашивок, оперативно отмечающих успехи подростка, поощряющая его к дальнейшему развитию на протяжении смены лагеря. Нашивка понятна всему лагерю и повышает статус.

7.   

Возрастное стремление подростков к риску реализуется чаще всего через нарушение правил лагеря (самовольное купание, уход за территорию). Риск не контролируется. Стремление к риску реализуется через программные мероприятия под постоянным контролем взрослых. Есть возможность постепенного повышения уровня риска.

8.   

Обслуживающий персонал лагеря не вовлечен в программу. Иногда подает отрицательный пример. Весь персонал лагеря вовлечен в программу и живет по тем же правилам, что и дети. Есть единая система требований.

9.   

Вожатые не всегда обладают достаточным профессиональным опытом, в начале смены плохо знают детей. Отрядами руководят опытные педагоги, знающие детей на протяжении нескольких лет.

10.    

Самоуправление зачастую формально, дети могут решать только ограниченный круг вопросов.

Дети получают опыт реального самоуправления. Сами руководят отрядами и программой лагеря. Решают все важные вопросы, кроме относящихся к безопасности.

 

Девятилетний опыт проведения лагеря ОПЛОТ показывает, что его методика эффективна. Дружеские связи, налаженные в лагере, продолжают действовать и в течение учебного года, позволяя привлекать подростков к участию в различных мероприятиях Общества трезвости и здоровья. Многие из тех, кто еще пару лет назад попал в лагерь впервые и чувствовал себя неуверенно даже на начальном уровне, теперь разрабатывают и проводят собственные городские волонтерские программы по пропаганде здорового образа жизни, сбору вещей для беженцев, охране лесов от пожара, помощи престарелым.

Это позволило нам попробовать применить методику ОПЛОТа к работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации – условно осужденными подростками, воспитанниками приютов, детьми из семей в социально опасном положении. Результатом стал проект «От здравого толка – к здравой жизни», финансируемый Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Подробнее о нашем лагере ОПЛОТ вы можете прочитать на сайтах otsar.ru и u-kostra.ru

Глава 3: сотрудничество во славу Отечества

Помимо лагеря ОПЛОТ ещё одной традиционной открытой программой Саратовского общества трезвости и здоровья, ведущейся с 2008 года, является программа патриотического воспитания «Во славу Отечества». Она компилирует наиболее эффективные, на наш взгляд, методики патриотического воспитания и дополняет нормы ГТО мотивацией на ведение здорового образа жизни, службу в вооруженных силах, готовность к преодолению трудностей и оказанию помощи окружающим, охрану природы, изучение истории своей Родины и родного края, реализацию социально-полезных идей.

В качестве базовых методик мы взяли  следующие:

- скаутская методика как система патриотического самовоспитания, зарекомендовавшая себя в различных странах на протяжении более чем векового существования

- советские методики физического развития (нормы ГТО), юнармейских игр, «юных пожарных», «зеленых патрулей»

- методики работы краеведческих и поисковых отрядов

- современные методики допризывной подготовки кадетских классов

- современные методики подготовки «юных спасателей»

- методики пропаганды трезвого и здорового образа жизни, успешно применяемые в СРОО трезвости и здоровья г. Саратова

- методики проектной деятельности и волонтерской работы.

У нас налажены прочные долговременные связи с руководителями организаций, реализующих данные методики, что позволяет привлечь к процессу подготовки команд и проведению соревнований специалистов по каждому направлению. Помимо знакомства подростков с различными направлениями патриотической работы и предоставления возможности участвовать в понравившейся деятельности, программа позволяет раскрыть собственный патриотический потенциал подростков через разработку и реализацию ими волонтерских проектов. Такая работа дает им организаторский опыт, удовлетворение от реализации своих идей, повышает личную ответственность, учит конструктивно общаться с людьми разного возраста и разных национальностей.

В программе могут принимать участие представители других детских организаций, занимающихся патриотическим воспитанием школьников. Начальная идея программы как раз и была в том, чтобы мотивировать тех, кто достиг хороших результатов в одном из направлений (кадеты, юные спасатели, поисковики, волонтеры), попробовать свои силы в других видах патриотической работы.

Цели Программы:

  • формирование у школьников области активной гражданской позиции, интереса к истории Отечества и родного края,
  • формирование у школьников правильного понимания патриотизма и своей роли в развитии и укреплении Родины,
  • пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи, как личного вклада в укрепление здоровья нации.

Программа состоит из нескольких тематических разделов, соответствующих базовым методикам:

  1. «Трезвость и здоровье – главное условие» (пропаганда трезвости и здоровья: понимание преимуществ здорового образа жизни, методы сохранения и укрепления здоровья, соревнования по общефизической подготовке)
  2. «Наука побеждать» (допризывная подготовка: строевая, сборка-разборка автомата, стрельба из пневматики, соревнования по лазертагу, викторины по воинским званиям, родам войск, дням воинской славы, высшим наградам Родины)
  3. «Предотвратить, спасти, помочь» (действия в чрезвычайной ситуации по самоспасению  и помощи другим: первая доврачебная помощь, ориентирование на местности и постройка укрытий, марш-бросок «Миссия спасения» с нахождением на местности условно-пострадавшего, оказанием ему помощи и доставкой в лагерь, пожарно-прикладная полоса, туристическая полоса, спасение утопающего, ролевая игра по действиям в разных ЧС)
  4. «Наш дом - Россия» (родиноведение и краеведение: знание флага, герба и гимна России, интеллектуальная игра по истории и географии России, викторина «Знаменитые земляки», краеведческая игра на местности (Большая Георгиевская игра), основы краеведческой и поисковой работы, ролевая игра на проверку знаний своих прав и обязанностей)
  5. «Кто, если не мы?» (проектная и волонтерская работа: основы проектной деятельности, методики «мозгового штурма» и «дорожной карты», права и обязанности волонтера, методы волонтерской работы с различными категориями (дети-инвалиды, пожилые, беженцы), мастерство публичных выступлений, основы игротехники, открытая защита проектов)

Каждое из направлений реализуется в форме соревнований и развивающих игр, практикующихся в профильных организациях, что позволяет участникам сравнить уровень своей подготовки с базовым для профильных организаций.

Программа имеет несколько уровней:

IV уровень - Школьные спартакиады для участников Программы.

III уровень - Районные и городские сборы «Во славу Отечества»

II уровень - Областной слёт «Во славу Отечества»

I уровень - Областная военно-патриотическая игра «Будь готов!»

В целом, соревнования «Во славу Отечества» ориентируются на формирование здоровой, физически развитой личности, умеющей ставить социально полезные жизненные цели и преодолевать трудности при их достижении, готовой помогать другим, обладающей организаторскими умениями, знающей историческое и культурное наследие своей страны, готовой практическими делами помогать Родине и встать на её защиту.

Данная программа позволяет показать преимущества методик патриотического воспитания, ориентированных на интерес участников и приобретение ими конкретных умений и навыков, перед методиками, ориентированными лишь на проведение патриотических мероприятий к памятным датам. Подробнее о ней вы можете прочитать на сайте otsar.ru Там же можно бесплатно скачать Положения и электронные пособия для подготовки к соревнованиям.

Заключение

Мы полностью открытая организация и готовы к сотрудничеству со всеми, кому не безразлично, какими вырастут наши с вами дети. Наши программы, проекты, разработки игр и занятий по пропаганде здорового образа жизни можно свободно скачать на сайте Саратовского общества трезвости и здоровья otsar.ru и использовать в работе как в нашем, так и в переработанном вами варианте. Нас волнуют не авторские права, а то, насколько эффективно ведется воспитательная работа с детьми и молодежью.

Эффективность, по нашему глубокому убеждению, нельзя измерять только охватом целевой аудитории. Согласитесь, что можно затратить огромные ресурсы на создание грандиозной многомиллионной общероссийской организации, выдать всем красивую форму, но не найти интересных реально работающих методик, и в итоге, продолжать воспитывать молодых и энергичных людей через нравоучения и запреты. А на выходе получить новое разочаровавшееся поколение, страстно желающее разрушить всё старое и на этих развалинах попытаться создать нечто идеальное, и поэтому недостижимое.

А можно работать всего лишь на уровне города или области, вместе с самими детьми искать интересные и полезные формы работы, сравнивать их эффективность с уже имеющимися методиками по данному направлению и, при положительном результате, открывать их для всех заинтересованных людей и организаций. Это более долгий процесс, но он приведет к тому, что наиболее активная молодежь получит практический опыт конструктивной реализации собственных идей и будет стараться изменить мир через эволюцию, а не через революцию.

Мы честны и открыты, поэтому у нас много друзей. Становитесь и вы нашими друзьями, будем вместе открывать и штурмовать новые высоты, воспитывать у детей и молодежи умение трезво жить, трезво мыслить и трезво действовать на благо России!