Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

твоё настроение

Саратовское общество трезвости и здоровья на базе Государственного бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям г. Саратова» открыло в сентябре реабилитационно-развивающий клуб «Перекресток» для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе условно осуждённых, реализуя грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (город Москва). За два месяца состоялось несколько занятий в клубе.

29 октября 2015 года ребячьи судьбы вновь пересеклись на «Перекрёстке». Наталия Александровна Михайличенко, педагог-психолог этого центра, собрала подростков из реабилитационного центра «Возвращение» (Ленинского и Заводского районов, ученики школ №№ 24, 26, 41, 84, 90, 100) для проведения социально-психологического тренинга «Развитие позитивных межличностных отношений».

Так будет записано в отчётах, а дети запомнили, как весело и интересно было играть: Наталия Александровна приготовила десять разнообразных заданий, формирующих навыки общения. «Давайте говорить друг другу комплименты», – призывал поэт. Одно из упражнений так и называлось: «Упражнение на комплименты». Пятеро мальчишек и столько же девчонок должны были говорить друг другу комплименты. И если девочки более менее справились с заданием, то мальчики, стесняясь, в лучшем случае бросали одно-два слова: «Ты красивая!» или «Ты хороший друг!».

Следующее задание связано с чувствами. Наталия Александровна спросила, чем чувства отличаются от эмоций. К моему удивлению, ответы оказались кратки и точны: «Чувства – это внутреннее состояние человека, а эмоции – внешнее проявление чувств». «Если нет эмоций – ты робот, а не человек», – дал свою версию Рахим Алмарданов из 26-й школы. «Эмоции привязаны к ситуации, а чувства – постоянны», – дополнила ответ психолог. Дети получили по бумажному человечку с просьбой раскрасить его в те «чувства и эмоции», в каких ощущают сами себя ребята. Минут пять пыхтели над заданием, поначалу соображая, какого цвета фломастеры взять, потом решая, куда какой мазок класть. Похожих человечков не оказалось: все мы разные, и должны научиться взаимодействовать друг с другом, не обижая товарища и не давая в обиду себя.

С радугой чувств столкнулись и в следующем упражнении. Требовалось каждому положить цветной бумажный лепесток к белой середине бумажного же цветка, и «светик-семицветик», как они окрестили своё творение, вышел ярким.

Психолог Н. А. Михайличенко проводит тренинг с подростками

Поучительным стало то упражнение, когда Наталия Александровна положила в разные углы комнаты таблички с надписями: «На эмоции не стоит обращать внимания», «Эмоции нужны и полезны», «Эмоции вредны и мешают», «Собственное мнение». Поначалу все ринулись к табличке, возвещающей о пользе эмоций, потом толпа в том углу стала редеть, и в итоге группы разделились так: пользу и нужность эмоций выбрали шестеро, трое остались при собственном мнении, один предпочёл не обращать на них внимания, и одинокой осталась табличка с надписью «Эмоции вредны и мешают».

Ну, а следующая игра как раз и предлагала поуправлять своими эмоциями. Психолог дала зеркальце девушке, та должна была смотреться в него, сохраняя бесстрастность, а задача остальных – вывести её из равновесия. Этого достичь не удавалось, пока психолог не изменила условие игры: ведущая должна смотреть на ребят. Сколько ни играли, больше десяти-пятнадцати секунд никто из вадивших не выдерживал, прыская смехом.

Смех стал главным героем следующей игры. Видимо, дети уже не раз играли в неё, без излишних пояснений поняв педагога. Один из игроков выходил в коридор, ребята сговаривались, кем нарекут вышедшего, и когда тот возвращался, уточняющими вопросами продвигался к цели – разгадке своего имени. Ученице сотой школы Юле Суховой понадобилось несколько секунд и два-три уточняющих вопроса, чтобы определить: она – апельсин! Вадим Сёмкин из 41 школы попытался также сходу решить вопрос: «Колобок что ли я?», и долго продвигался к цели, задавая всё новые и новые вопросы, и только когда ему подсказали: «Она исполняет желания», угадал: «Золотая рыбка!»

Увы или к счастью, это кто как считает, в жизни нет золотой рыбки, чтобы попросить у неё и здоровья, и ума, и счастливой доли, всего нужно добиваться своим трудом.

Для чего нужны подобные тренинги? И как они соотносятся с воспитанием правильного представления о благотворности для жизни трезвости? «Позитивный настрой в межличностных отношениях способствует правильному формированию личности», – сформулировала Екатерина Михайловна Гронец, педагог-психолог из реабилитационного центра «Возвращение» Ленинского района. И с этим нельзя не согласиться. Если не развивать внутренний мир с детства, то всё многообразие тех самых «межличностных отношений» сузится до пресловутого «Ты меня уважаешь?»

А. Н. Аверьянов проводит тренировки по лазертагуТренинг подошёл к концу, как полагали ребята, и когда они по просьбе Наталии Александровны заполняли анкету, выставляя оценки каждому из упражнений и вписывая свои пожелания, в класс вошёл педагог Андрей Николаевич Аверьянов и спросил, знают ли они, что такое лазертаг? Мальчишки, конечно же, знали, некоторые даже похвастали: «Я играл в лазертаг!» Бурные эмоции вызвало предложение Аверьянова поиграть в лазертаг прямо сейчас, если, конечно же, ребята пожелают побегать во дворе Центра. Что за вопрос! Конечно же, пожелают!

«А это не больно?» – спросила девочка, когда её облачали в электронную экипировку и Андрей Николаевич объяснял правила игры и принципы владения «оружием». Мальчишки рассмеялись, а педагог успокоил: «Лазерный луч воздействует на датчики, вы не ощутите, что в вас попали, но ружьё само подскажет, ранены вы или убиты».

Быстро оделись и – вперёд, к победе, азартно гонялись по двору вокруг здания. Андрей Николаевич по окончании каждой игры определял лучшего игрока, переводя его для следующей игры в побеждённую команду, для выравнивания сил. Перевес уходил то к одной, то к другой команде, а в результате, как говорится – победила дружба!

Эта встреча на «Перекрёстке» – не последняя. Ребячий клуб только начинает разворачивать свою деятельность, и питомцев «Перекрестка» ждут впереди интересные игры и занятия.

Владимир ВАРДУГИН

На снимках: занятия в классе и во дворе Центра ведут педагоги Н.А. Михайличенко и А.Н. Аверьянов. 29 октября 2015 года