Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

23 января 2016 года в ГБУ СО «ЦСПСиД г. Саратова» в рамках реализации социального проекта СРОО трезвости и здоровья «От здравого толка – к здравой жизни» был организован психологический тренинг на тему: «Толерантность - как путь к успеху».

Для участия приглашены подростки из реабилитационного центра «Возвращение» (Кировского и Заводского районов, ученики школ №№ 24, 26, 39, 41, 84, 90, 100), а так же условно осужденные подростки, организованные УФСИН по г. Саратову. Мероприятие провели сотрудники Центра Социальной Помощи: социальный педагог Андрей Николаевич Аверьянов и педагог-психолог Наталья Александровна Михайличенко.

Целью тренинга является создание условий для осознания основных человеческих ценностей и идеалов.

Основными задачами послужило следующее:

1) Объяснить понятие “толерантность”;

2) Способствовать формированию ответственного (сознательного) отношения к проблеме толерантности;

3) Помочь учащимся выявить у себя качества толерантной личности, способствовать развитию у учащихся черт толерантной личности;

4) Способствовать формированию сплоченного коллектива, установлению благоприятного эмоционального климата;

5) Воспитывать нравственные общечеловеческие ценности: гражданственность, патриотизм, уважение человеческого достоинства и индивидуальности.

Подросткам были предложены игровые упражнения, дискуссии, рисование, ролевые ситуации и др. В общей сложности девять упражнений, формирующих условия для осознания основных человеческих ценностей.

Начали тренинг с приветствия и знакомства. Ребята поприветствовали друг друга оригинальным образом. С помощью карточек, где написаны способы желания здоровья в разных странах. После приветствия участники определили, какое приветствие в какой стране возродилось. Нужно отметить, что ребята отлично справились со столь непростым заданием. Затем участники тренинга познакомились с понятиями «толерантность», «толерантная личность», выявили критерии социальной толерантности и нетерпимости; в игровой форме показали значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми. Узнали понятие «интолерантная» личность.

В упражнении «Чем мы похожи» создалась атмосфера доброжелательности и доверия в группе. Участники с удовольствием выходили в центр круга по какому-либо предлагаемому схожему признаку, что вызвало у них положительные эмоции. Упражнение продолжалось до тех пор, пока все члены группы не оказались в кругу. Одно из упражнений называлось: «Эмблема толерантности». Участникам предстояло пофантазировать и создать эмблему толерантности, которая могла бы печататься на обложках тетрадей, баннерах, буклетах. Затем участники группы показали свои эмблемы друг другу, поделились впечатлениями от проделанной работы. В упражнении «Ярлыки» в игровой форме участникам была дана возможность почувствовать себя на месте отмеченных «ярлыком» людей; помочь увидеть недостатки такого подхода к людям. Обсуждения направлены на чувства. Задаются подобного типа вопросы: Существуют ли «наклейки», «ярлыки» в реальной жизни? Всегда ли наше мнение о других людях соответствует реальному? Влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей?

Одно из наиболее понравившихся детям задание «Разный старт», задача которого: познакомить участников с чувствами, которые испытывает человек, попавший в чуждую ему культуру; обсудить возможные реакции человека на такую ситуацию. Участники делятся на четыре подгруппы, рассаженые в разных частях зала. Трем командам даны понятные задания - сделать коллаж о весне, лете, осени, а четвертой команде была дана непонятная тема: «Од адваркумопарстахикам». В ходе занятия ведущий помогал трем командам в выполнении задания, всячески их подбадривал. Четвертой же группе никаких подсказок по выполнению коллажа не было дано. Смысл предложения, написанного на иностранном языке, участникам подгруппы понять не удалось. Следовательно, ребята ничего не смогли сделать. Затем следуют обсуждения упражнения, все «плюсы» и «минусы» задания.

Последнее упражнение - «Синквейн Толерантность», способствует обобщению информации после определенной вдумчивой рефлексии. Синквейн- это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Ребята в стихотворной форме индивидуально пишут свое представление о теме.

В заключении занятия все участники по очереди высказали свою точку зрения. Отзывы в основном положительные, такие как: «Информация была полезна», «Больше всего мне понравилось упражнение на знакомство», «Мне все понравилось», «Больше всего мне понравилось рисовать», «Самое важное для меня, что я с пользой провел время». Ребят попросили заполнить анкету, что они с удовольствием сделали, вписав туда свои пожелания.

Наталья Михайличенко,

педагог-психолог Центра социальной помощи семье и детям г.Саратова