Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

В пятницу, 18 марта 2016 года, на урок трезвости в школу № 73 (в актовом зале кроме хозяев, семи- и восьмиклассников этой школы, пришли их сверстники из школ №№ 14, 21, 67) смогли прийти Наталия Александровна Королькова, председатель Саратовского общества трезвости и здоровья, Вадим Николаевич Снаркович, руководитель детской организации «Синегория», врач из городского Центра здоровья Маргарита Игоревна Самсонова и молодёжь из «Саратова молодого» – Рустам Абдульманов из Духовного управления мусульман Саратовской области, и Алексей Несмашный, лидер «Центра развития гражданского общества».

Перед тем, как показать ребятам мультфильм «Урок трезвости», Наталия Александровна задала им нелёгкий вопрос: «Мы пришли к вам, чтобы вы сделали правильный выбор, а для этого мы дадим вам точную, научно выверенную информацию. Есть такая наука – собриология. Как вы думаете, о чём эта наука?»

Полагаю, что из тысячи взрослых, останови их на улице и задай этот вопрос, вряд ли найдётся хотя бы один, кто даст правильный ответ. Но школьники включили фантазию: «Наука об алкоголе» (подсказку увидели на экране: там замер первый кадр мультфильма, название общественной организации, снявшей его: «Трезвая Россия»), «Наука общения с людьми».

«Это наука о трезвости!», – расшифровала мудрёное латинское слово Наталия Александровна, и далее дети узнали, как и почему людям с самого рождения навязывают убеждение, что взрослый человек должен употреблять спиртное. Наталия Александровна пересказала документальный фильм о том, как в детском саду ставили эксперимент: малышам давали сладкую кашу, а некоторым – солёную и горькую. Бедняги, которым досталась невкусная каша, давились и ели, потому что видели, как все с аппетитом уплетают манку. Старшеклассников, это уже другой опыт, попросили на белый стол говорить, что он чёрный, и те, кто не знал о сговоре экспериментаторов, также поддавались всеобщему «заблуждению» и на белое говорили: «Это чёрное!» Фильм тот называется «Я как все», зал почти угадал название, предположив, что его назвали «Один за всех и все за одного». Именно это стадное чувство и предопределяет неверный  выбор: раз все пьют, и я буду.

«А теперь давайте смотреть мультфильм, – предложила Наталия Александровна, – только у меня к вам просьба: смотрите и после ответьте, почему этот фильм не показывают по телевидению?»

Вероятно, большинство «Урок трезвости» не видело, информация же, в нём заключённая, пригодится подросткам, вступающим во взрослую жизнь. Да они и сами ищут ответы на острые вопросы, кои ставит жизнь, пытаются разобраться в том мире, который им достался в наследство от старших поколений (Королькова, беседуя с детьми, просит у них прощения за то, что передаём им страну со множеством проблем, одна из острейших – алкоголизированное сознание людей). Едва стихла последняя фраза фильма – «Помни, выбор всегда за тобой!», – как из зала прозвучал верный ответ на вопрос: «Не показывают фильм по телевизору,  потому что это невыгодно» – «Кому?» – попросила уточнить Наталия Александровна. «Тем, кто продаёт!»

Задавали вопросы и лектору. Одна девчушка спросила: «Как же снимать стресс, если алкоголь вреден?» Надо же внедрить в сознание людей такую мысль, что даже дети уверены, что без спиртного не изжить горя! Конечно же, Наталия Александровна разъяснила, что не нужно  бояться… стрессов, так как без них нет развития, закалки характера. Беда в том, что сейчас ни в семье, ни в школе, нигде не учат детей держать удар, вот и прячут наши парни и девчата головы в бутылку, как страусы в песок, при первой же неудаче.

Передавая слово Рустаму Абдульманову, Королькова заметила: мода и религия – вот что больше всего влияет на выбор молодых. Однако представитель духовного управления не стал читать проповедь, а тоже, как и предыдущий оратор, начал с вопроса: «Кто такой хозяин, как вы думаете?» «Человек, который управляет своей жизнью», – был первый ответ, а другой парнишка ответил односложно: «Владелец». Похвалив думающих ребят, Рустам развил их мысль: хозяин – он везде. В школе кто хозяин? Директор (это ответили дети). А в классе? Учитель (это опять зал подсказал). А дома? Тут ответы разделились: кто говорил: «Мама», иные –  «Папа». Сошлись на том, что если на кухне мама не хозяйка, то в такой семье, возможно, все голодными останутся. Потому что каждый на своём месте  должен быть хозяином. В стране хозяин – президент. А дай в руки руль государства, скажем, какому-нибудь рабочему, не знакомому с тем, как руководить государством, то что получится?

Завладев вниманием зала, Рустам перевёл разговор в более понятное для детей русло, спросив: «Вы слышали такое выражение: хозяин ринга?» Признаться, и я не знаком с таким фразеологизмом, а Рустам сообщил, что сейчас в Омске наш земляк Даци Дациев ведёт бой за звание чемпиона (позже узнали: Дациев победил, подтвердив своё первенство). Даци Дациев – хозяин ринга, он не даёт сопернику делать манёвры, навязывает ему тот стиль боя, в котором сам силён.

Следующая аналогия Рустама: температура тела. Если она 36,6 – человек здоров, стоит подняться на градус – ломит тело, надо пить таблетки, а коли под сорок – вызывать скорую, делать уколы. Ну, тут ребята легко ответили на вопрос, из-за чего возникают простудные болезни: вирусы проникают в организм и вызывают недомогание. Государства – те же организмы. Во время холодной войны между двумя сверхдержавами – США и СССР – такими «вирусами» для нашей страны стали легальные наркотики – алкоголь, никотин, подточившие страну. Люди, допускающие проникновение в себя вирусов, не могут оставаться хозяевами  самих себя. Есть такое выражение: хвост вертит собакой. То же самое происходит и с человеком, когда не он принимает решение, как жить, а следует за велением своего поводыря: алкоголик уже не может обходиться без привычной дозы вина, оно – его хозяин.

С притчей предстал перед публикой и Вадим Николаевич Снаркович, их он знает великое множество. На сей раз он объяснил, почему толпа стихает, когда обращающийся к ней оратор поднимает руку с раскрытой ладонью (Наталия Александровна перед началом урока так просила тишины в зале). В давние-давние времена два племени долго воевали, все уже устали от войны, но уступить ни одна из сторон не хотела. И вот в разгар боя один старец вышел навстречу врагам с поднятой рукой с открытой ладонью. Все бойцы замерли от такого поступка: в любой момент стрела могла пронзить ладонь. А рана на ладони – позорна: значит, тот воин бросил своё оружие, он – предатель. Но враги поняли, что старец хочет сказать им что-то важное. И тому удалось убедить их сесть «за стол переговоров», конфликт из-за земли был решён мирно.

«В каком законе написано, что открытая ладонь – это просьба о внимании?» – спросил Вадим Николаевич. Конечно же, никто не смог ответить, что и неудивительно: нет такого писаного закона, просто у людей есть язык жестов. «И мы пришли к вам сегодня с раскрытой ладонью, – продолжил образный ряд Снаркович, – чтобы обратить ваше внимание на те опасности, которые подстерегают вас в жизни».

Алексей Несмашный предостерёг ребят от одной такой опасности: компьютерной зависимости. Причём сделал это не занудно (известно, что взрослые корят детей за бесконечное сидение за мониторами), ведь он сам недалеко ушёл от школьников, ему всего 23 года, и он говорил с ними на их языке. Не смогу процитировать, поскольку не являюсь пользователем социальных сетей, в которых подростки – как рыба в воде. Вот о том, какие опасности подстерегают ребят в виртуальном мире, и говорил Несмашный, и, как я заметил, заставил задуматься многих и многих. Алексей же пригласил их к себе в контакт, там, в компьютерном мире, он продолжит с ними разговор.

Ну, а на уроке разговор с залом завершила врач Маргарита Игоревна Самсонова, ответившая на вопросы учащихся и давшая нужную им информацию. Полтора часа вопросов и ответов, я уверен, запомнятся школьникам, услышанное и увиденное на экране они ещё долго будут переваривать, анализировать, спорить с доводами, искать своё решение. Действительно, выбор – всегда за человеком, однако тот выбор всегда ведь не на пустом месте. Надеемся, что наша информация поможет им сделать верный выбор – в пользу трезвости.

Владимир ВАРДУГИН

На снимках: разговор с залом ведут Наталия Александровна Королькова, Рустам Абдульманов и Алексей Несмашный; лес рук при ответе на вопрос, кто из ребят – пользователь социальных сетей; семи- и восьмиклассники на уроке трезвости: им делать выбор для себя и для страны.