Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

Три года назад Алексей Анатольевич Мыцыков, лидер молодёжного движения «Трезвый Саратов», был в числе тех, кто придумал и разработал цикл уроков трезвости для ребят среднего школьного возраста. Пять занятий включают в себя и ознакомительную лекцию, и просмотр документального фильма, игру по теме, практическое занятие и анкетирование, формирующее трезвеннические убеждения. Смысл соединения столь разных по форме уроков (их назвали «Здравым толком») в том, чтобы непрерывным воздействием на сознание детей сломать те стереотипы, которые бытуют в общественном сознании. Алкоголепотребление и табакокурение держатся исключительно на лжи, это волки в овечьих шкурах.

Алексей Мыцыков в этом учебном году проводит уроки «Здравого толка» в восьмых классах школы № 10 г. Саратова. 12 марта 2016 года он проводил третий урок цикла последовательно в трёх восьмых классах. Первым уроком на игру пришли восьмиклассники класса под литерой «А» – семнадцать шумных и непоседливых ребят. Сначала они никак не могли сосредоточиться (наверное, сказалось то, что не вошли ещё в учебный ритм), но постепенно игра захватила их, ведь любое равнодушие всегда побеждается азартом борьбы.

Класс разделился на пять команд, каждая придумала себе название: «Азербайджан» (в её составе – три представительницы народа этой южной провинции Российской Империи, потом советской республики в составе СССР, а ныне суверенной страны), «GQ», «Круасаны», «Табуретки», «Не знаю» (странные названия последних двух обусловлены тем, что четвёртая команда долго не могла придумать себе имя, вот Алексей и сказал: «Да пусть хоть табуретки будут; пятая на вопрос, как себя назовут, всё твердила: «Не знаю!»). А перед тем команды тянули из рук ведущего фломастеры, торчали в руках Алексея только белые наконечники, сами же фломастеры разноцветные. И когда с названиями определились и Мыцыков расчертил мелом доску для занесения на неё баллов за правильные ответы на вопросы викторины, он сказал: «Названия будут из двух слов, добавляются прилагательные в зависимости от цвета фломастера», – и повеселил игроков: «Розовый Азербайджан», «Коричневый GQ», «Синие Круасаны», «Чёрные Табуретки»,  «Зелёные Не знаю».

Форма викторины – весёлая игра, но так, развлекаясь, ученики запоминают нужную информацию. Так, первый же вопрос брал быка за рога: «Является ли алкоголь пищевым продуктом?» Конечно, можно было заработать балл, просто угадав ответ: на выбор предлагалось на листочке, на котором записан вопрос, и три варианта ответа: «Да», «Нет», «В зависимости от того, в чём содержится». Но если  команда обоснует свой правильный ответ, то ей добавляется ещё один балл.

Все восемь вопросов с подвохом. Подвох состоит в том, что один или даже два варианта ответа подсказаны теми мифами, которые и продвигают алкоголь на столы и в желудки наших соотечественников. Так, почти все команды всех трёх классов на первый вопрос ответили утвердительно: да, алкоголь является пищевым продуктом. А что другое могут подумать наши дети, если, заходя в магазин, они видят водку рядом с хлебом? И даже если дома у них не пьют вино, то во всех фильмах герои обязательно отмечают успех бокалом шампанского или заливают неудачу водкой.

Полагаю, что если бы Алексей Мыцыков просто читал лекцию и сказал, что алкоголь не является пищевым продуктом, то его слушатели могли бы пропустить мимо ушей эту важную информацию. Тут же, после того, как ребята живо обсуждали варианты ответа и после совещания между собой, выработав единый ответ ожидали, что получат два балла (не просто ответили, но и обосновали: пищевой продукт, поскольку в нём есть калории!), вдруг получали ноль и выслушивали разъяснение, за что схлопотали «баранку», – это, я думаю, обязательно запомнится.

Интересно было наблюдать, как мифы об алкоголе сопротивлялись устами игроков. Одна девчушка, возмущённая тем, что её ответ почему-то не принёс желанного балла, воскликнула: «Ну вы же знаете, что в водке есть калории?» – «Есть! – спокойно возразил Мыцыков. – Мало ли где есть калории. Вон, – кивнул, – в парте тоже есть калории, но вы же не станете их из-за этого грызть? Главное: алкоголь – это наркотический яд, а потому спиртное не может быть пищевым продуктом». Спокойный тон его объяснения лучше всего свидетельствовал о правоте его утверждения.

На предыдущем уроке смотрели дети фильм «Секреты манипуляции. Алкоголь». Одна из команд, вспомнив начальные кадры того документального фильма (Брежнев, вступив в управление страной в 1964 году, приказал наращивать производство алкоголя), выбрала из перечня стран – Италия, Испания, Франция, Россия, Германия – именно нашу страну, отвечая на вопрос: «Назовите страну, которая в течение ХХ века была одной из самых пьяных стран  в Европе и в мире, лидировала по циррозу печени и количеству алкоголиков». Пресса все уши прожужжала о пресловутом «русском пьянстве», естественно, почти все команды попались на удочку этой лжи, лишь некоторые заявляли: Германия. Алексей же Мыцыков подведение итогов этого этапа викторины начинал с подробного экскурса в историю: в этой стране впервые описали болезнь печени – цирроз; население страны вымирает, вытесняется выходцами из южных стран и т.д, и т.п. Ребята были уверены, что речь идёт о России, и надо было видеть недоумение на их лицах, когда ведущий называл самой пьяной страной Францию. Ведь её нам преподносят как образец: вот ведь, пьют и не спиваются. Алексей ещё больше удивлял, говоря о нашей стране как одной из самых трезвых стран мира: только с начала 1960-х годов потребление алкоголя  у нас стало сильно расти.

Так, от вопроса к вопросу, постепенно приблизились к финишу, и Мыцыков, объявив победителей, вручил самой эрудированной четвёрке приз – пяток больших апельсинов!

На втором уроке с мифами сражался 8 «в». В этой параллели обсуждение шло спокойно (но не менее живо), хотя тоже спотыкались на въевшейся в сознание лжи о разрешённых наркотиках – алкоголе, табаке. Кто же не слышал о печени алкоголика? Призывая «пить надо меньше», наркологи (вообще-то, врачи должны призывать к другому: не пейте спиртное вообще!) приводят в доказательство пагубности неумеренности в питии именно разрушенную печень, потому-то команды 8 «в» (класс разбился на три команды) все как один назвали печень наиболее страдаемой от возлияний из всех органов. А правильный ответ – мозг человека, именно в мозгу концентрируется алкоголь, попавший внутрь человека.

«Правда ли, что вино полезно?» Отрицательно ответили синие и розовые фломастеры, заработав по баллу. Правда об алкоголе, несмотря на всю мощь алкогольной пропаганды, начинает проникать в массы, и отрадно, что о вреде вина знают даже дети. Правда, враги трезвости прибегают к хитрым уловкам. «А как же в конфетах ликёр?» – спросили Мыцыкова, и он пояснил на такой хотя и грубом, но зримом образе: «Шоколад, допустим, полезен, но алкоголь даже в шоколаде всё равно остаётся ядом. Вы же не станете пить виноградный сок, если в него добавить мочу? Сок же полезный! А вот вино почему-то пьют, хотя в нём – алкогольный яд!»

Ещё один миф развенчал урок трезвости – о том, что самыми социально-опасными алкогольными  изделиями являются не водка, не вино, а так называемые «лёгкие» изделия – шампанское, джин-тоники. В 8 «б» классе на этом вопросе добавили в копилку сразу по два балла команды синих и красных фломастеров, пояснив: они потому социально опасны, что вовлекают в пьянство молодёжь, с горькой и вонючей водки начинать тяжело, а подслащённые энергетики маскируют присутствие в них алкоголя.

Приз за игру в 8 «в» получила четвёрка: Вадим Феденко, Наташа Шаныгина, Саша Гаврилова и Кристина Каточкова.

На третьем по счёту уроке трезвости развернулась особенно упорная борьба. Быть может, потому, что в составе команд я заметил двух участников проекта «Выбор за мной!», проходящего этой зимой в школе № 10. Цель этого проекта – подготовить из учащихся школы пропагандистов и агитаторов трезвости. В числе посещающих тренинги проекта «Выбор за мной!» – Никита Никифоров (команда «Красный Рубль») и Дарья Ерина (команда « Розовая Бомба»). Хотя, справедливости ради, не намного отстала от лидеров и третья команда – « Синий Бэтман». «Бэтманцы» думали поставить в тупик ведущего, задав каверзный вопрос: вы говорите, что вино не полезно, почему же тогда дают в церкви кагор? И верно: сумеет ли выйти из щекотливого положения даже опытный лектор: ругать церковь или признать, что бывают случаи, когда вино полезно? Но недаром Алексей Анатольевич был в числе разработчиков «Здравого толка», он изучил вопрос со всех сторон. Во-первых, кагор для причастия разбавляют кипятком, нейтрализуя действие алкоголя. Во-вторых, в библейские времена вином называли всё, что связано с виноградом: и свежевыжатый сок, и прокисший (собственно, вино – это протухший сок!), и саму ягоду. А когда Священное Писание переводили на русский язык, то все эти тонкости заменили на одно слово – вино, потому-то и возникла неразбериха: на одной странице в Библии вино хвалят, на другой же призывают: не упивайтесь вином!

В упорной борьбе победила команда девочек, назвавшаяся «Розовой Бомбой»: Катя Николаева, Лена Ильина, Даша Ерина и Зарина Тюлегенова. На балл меньше набрал «Красный Рубль», ещё на одно очко отстал «Синий Бэтман». Но, я думаю, в проигрыше не остался никто: за сорок пять минут восьмиклассники получили столько ценной информации, сколько не получат и за месяцы и годы просмотра телевизора (там учат другому: пить «культурно»; поэтому Мыцыков назвал сайты, где можно углубить свои познания именно о трезвости), и, фотографируясь на память по завершении урока, восьмиклассники спрашивали, когда следующий урок. Уже через неделю. И будет он не менее интересным. Хотя игр не будет, но они воочию убедятся в коварстве алкоголя: Алексй Мыцыков покажет опыты со спиртным, продемонстрирует, как этот наркотический яд разрушает живую ткань.

Владимир ВАРДУГИН

На снимках: Алексей Мыцыков начинает викторину «Правда или миф»; над этим вопросом надо подумать; команда-победительница в 8 «в»; фото на память об уроке трезвости. 12 марта 2016 года