Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

диалог с залом ведёт Сергей Дмитриев

состоялся 16 декабря 2016 года в школе № 10 г. Саратова в рамках реализации проекта «Здравый курс». Мастер-классы по организации массовых мероприятий и привлечению к ним волонтёров провели руководители молодёжных общественных организаций Сергей Сергеевич Дмитриев («Союз добровольцев России») и Алексей Олегович Несмашный («Центр развития гражданского общества»). Представляя их ребятам, Наталия Александровна Королькова, руководитель проекта «Здравый курс», сказала, что не любит слово «волонтёры», оно ей напоминает слово «волынить», куда точнее слово «доброволец», составленное из двух понятных и ёмких слов: «добро» и «воля».

Наталия Александровна Королькова представляет Алексея НесмашногоСовместному поиску ответов на вопросы, что такое добро и как его отличить от зла, почему одни люди охотно участвуют в общественной жизни, а другие предпочитают отсиживаться в сторонке, как сделать так, чтобы вовлечь молодёжь в добровольческое движение, и посвятили лекторы урок. Собственно, это была не лекция, а беспрерывный диалог: и Дмитриев, и Несмашный умеют построить беседу так, что школьники раскрываются, высказывают самое затаённое, размышляя о жизни вместе со своим старшим собеседником (ненамного старшим: и Олег, и Сергей принадлежат к тому же поколению, что и ребята, выступая в качестве старших братьев, что повышает степень доверия к ним, устраняя извечную русскую проблему отцов и детей).

Таня Александрова и Лена Храмовничева: «Есть о чём подумать!»Алексей Несмашный прежде всего предложил познакомиться, спросив, из каких школ приехали на урок скауты. «Десятой! Сороковой! – послышались возгласы. –  Девяносто третьей! Восемьдесят второй! Пятнадцатого лицея!» Завязался диалог, ломающий стереотипы. К примеру, старшее поколение привыкло считать скромность положительным качеством, идущим от библейского понятия «пусть правая рука не знает, что делает левая», то есть сделал добро людям – не кричи о нём. Алексей же Несмашный предложил ребятам не стесняться выкладывать в социальные сети фотографии о ходе тех мероприятий, в которых участвуют юные добровольцы. С какой целью? Отнюдь не для похвальбы! Привёл пример. «Мы очищали от снега остановки общественного транспорта и разместили ВКонтакте  фотоотчёт. Посыпались насмешки: чего вы хвалитесь, подумаешь, остановки очистили – написали девятьсот девяносто девять человек. А тысячный спросил: «А когда в следующий раз пойдёте? Я – с вами!» Вот для него мы и выкладывали снимки. Если вы будете молчать, как о вас узнают?» – спросил Несмашный. А Сергей Дмитриев дополнил товарища, почему именно сегодня нужно не умалчивать о добрых делах: в информационном пространстве ныне сайты, газеты, телевидение прежде всего выпячивают негативную информацию, и складывается такое впечатление, что всё в стране и мире плохо: войны, происшествия, аварии, развал экономики, падение нравственности.  «Вот о сегодняшнем нашем уроке вы можете рассказать  в социальных сетях..,» – не успел Сергей Сергеевич закончить фразу,  как девчонки стали снимать себя на телефоны на фоне класса, лектор оценил их юмор: – Ладно, давайте не будем делать селфи!»

Саша Кузьмичёв: «Хочу попасть на завод!»Ораторам, в свою очередь, несмотря на непринуждённую, раскованную атмосферу урока, задавали и очень серьёзные  вопросы. Галина Трегубова, одиннадцатиклассница 10-й школы, попросила разрешить мучающий её вопрос: что делать, если ты сделал человеку доброе дело, а он ответил неблагодарностью, посчитал твоё участие в его судьбе слабостью. И Алексей Несмашный, и Наталия Александровна Королькова подчеркнули, что не стоит ждать благодарности, ведь ты же не для награды творишь добрые дела.

Полагаю, тут зал и ведущие урок не поняли друг друга. Школьница затронула философскую проблему: как сделать так, чтобы твоё желание помогать не стало восприниматься людьми как обязанность, грубо говоря,  чтобы тебе не сели на шею? Мастер-классы и будут площадкой, на которой наши добровольцы станут оттачивать своё ораторское мастерство и учиться преодолевать непонимание в разговоре, о котором так замечательно сказал Тютчев: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». Подобные тренинги помогут правильно формулировать свои мысли и доносить их до товарищей, что немаловажно для людей, выходящих на общественное служение.

Анастасия Степанищева, Мария Ляпина и Вадим Пронин представляют программу палаточного лагеря «ОПЛОТ-2017»Вот ещё один пример о правилах применения слова. Серей Дмитриев, заговорив о том, что волонтёры наделены большой силой, которая рождает и большую ответственность, спросил у ребят, какую миссию они возьмут на себя в будущем. «Я хочу поступить в вуз», – раздался отклик с задних рядов, Сергей Сергеевич подкорректировал: «Ты и без миссии поступишь в институт, я не о том спрашиваю»,  но тут же отозвался Саша Кузьмичёв, семиклассник школы № 93 имени Марины Расковой: «Я хочу попасть на завод...». Что ж, эта приземлённая, на первый взгляд, цель, должна стать миссией целого поколения: страна на одних супермаркетах долго не продержится, молодые должны вырастать прежде всего творцами, а не только потребителями.

И опять – разговор вокруг понятий добра и зла. «Как быть, если у тебя просят денег, и ты видишь, что просят на водку? – спросил у лекторов Андрей Уткин, шестиклассник школы № 82. – Если просят – надо дать, мы же должны творить добро…» – «Деньги на водку – это уже не добро!» – тут же ответил Сергей Дмитриев, а Наталия Александровна подсказала выход из этого неоднозначного положения: «В таком случае лучшей помощью просящему милостыню будет, если вы купите ему булку хлеба».

В разговор вступали не только старшеклассники. Подрастает новое поколение скаутов, смена и подмога  нашему скаутскому штабу. Таня Александрова и Лена Храмовичева, семиклассницы 10-й школы, на равных спорили с Алексеем Несмашным о том, как лучше сегодня сеять «разумное, доброе, вечное».

Теория? Без неё ведь тоже нельзя, из неё вырастает практика. О практических делах поговорили на уроке тоже. Андрей Николаевич Аверьянов, педагог-методист общества трезвости, сообщив, что обновляется скаутский сайт, предложил поучаствовать в его наполнении, а потом предоставил слово старшим скаутам, которые разработали проект двух лагерных смен «ОПЛОТ-2017». Предлагается развести по сменам новичков и тех, для кого летний отдых в палаточном скаутском лагере дело привычное. Сделали это для того, чтобы умудрённые опытом не теряли времени на долгие объяснения тем, кто впервые попадает в наш лагерь. Программу смены для «ветеранов» представил скаут школьник Сергей Демьяненко, а для новичков – скауты-студенты Анастасия Степанищева, Вадим Пронин и Мария Ляпина. Не стану цитировать их: неделя и первой смены, и неделя второй наполнены массой интересных дел, перечень коих займёт не одну страницу. Скажу лишь, что зал, выслушав эти программы… Нет, не проголосовал единогласно, как это зачастую случалось в пионерские и комсомольские времена, а постановил обсудить не спеша всё по пунктам. Что ж, время ещё есть. Время взросления и становления личностей наших волонтёров-добровольцев. Поистине: большая сила рождает большую ответственность.

Владимир ВАРДУГИН

На снимках: Наталия Александровна Королькова представляет Алексея Несмашного; диалог с залом ведёт Сергей Дмитриев; Таня Александрова и Лена Храмовничева: «Есть о чём подумать!»; Саша Кузьмичёв: «Хочу попасть на завод!»; Анастасия Степанищева, Мария Ляпина и Вадим Пронин представляют программу палаточного лагеря «ОПЛОТ-2017».