Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

Почему люди пьют? Называют разные причины, одна из них – по слабости характера. Помните, как у Экзюпери в «Маленьком принце» Пьяница, один из героев этой замечательной сказки, оправдывает своё безволие: «Пью, потому что мне стыдно!» – «Что тебе стыдно?» – «То, что я пью!». К сожалению, сегодня мало кто из родителей и педагогов озабочен воспитанием характера будущего гражданина: родители думают, как накормить своих чад (а иные – как преумножить излишнее богатство), учителей система принуждает трястись над портфолио, выхолащивая воспитательный процесс. Да и, говорят они, ныне задача школы – не воспитывать, а давать знания.

Но есть верная поговорка: «Нельзя научить, можно научиться». Сейчас пишу, а по «Радио России» (передача «Взлётная полоса», 8 часов 50 минут, 25 августа 2015 года) обсуждают такую проблему: что делать с теми 130 тысячами ребят, которые в силу разных причин не оканчивают школу. Каждый год – по 130 тысяч недоучек! Министерство образования предлагает устраивать для них кратковременные курсы, готовя из них дворников, детсадовских нянечек, курьеров... «Тридцать тысяч одних курьеров!» – так и хочется воскликнуть вслед за Гоголем, но не будем: тысячи выпавших из жизни подростков – не повод для усмешек, а трагедия страны. Кто виноват в том, что ежегодно такая армия ребят не способна усвоить ту сумму знаний, без которой закрыты все пути? Есть среди них и те, кто не может учиться в силу, так сказать, медицинских причин, но большинство-то, я полагаю, бросают школу из-за неспособности преодолевать трудности. Их просто-напросто никто не учил бороться за своё будущее. На огороде растут одни лишь сорняки, если дело пустить на самотёк. И в педагогике так же: устранилась школа от воспитательного процесса, и вот результат – ежегодно 130 тысяч детей бросают школу!

Что делать? Не введёшь же специальный урок по выработке стойкого характера, даже не организуешь факультатив, на котором дети станут учиться мужеству, терпению, настойчивости в достижении цели. Действительно, не стоит изобретать велосипед. Он давно изобретён более столетия назад. Имя ему – скаутинг. Скаутинг – это игра длиною в жизнь, в которой дети (да и взрослые) познают законы бытия, учатся применять их в своей повседневности и выковывают в себе те качества, которые позволят им не затеряться в этом суровом мире, не пропасть и не стать обузой для ближнего своего, напротив, быть опорой для окружающих.

Скаутинг распространён во многих странах мира. Четверть века назад он возобновился и в России. Придумал эту игру в 1907 году английский шпион Роберт Баден-Пауэлл (1857–1941), а уже в 1909 году первые скаутские отряды организовал в Петербурге наш разведчик Олег Иванович Пантюхов (1882–1973). Называю одного шпионом, а другого разведчиком по сложившейся традиции: наш – значит, разведчик, их – шпион. Бадена-Пауэлла в 1870-х годах задерживали на военном объекте под Петербургом. К счастью, тогда не знали, что делать со шпионами, которые клялись, что они всего-навсего заблудились, и поэтому Пауэлла отпустили, и он через много лет, выйдя в отставку, посвятил себя педагогике, придумав эту увлекательную игру. Пантюхов, встречавшийся с Баден-Пауэлом, когда тот в декабре 1910 года приезжал в Петербург, не стал отвергать изобретение англичанина только потому, что оно – не наше, а творчески переработал его, соединив идею служения Родине с воспитанием детей в Православии и преданности самодержавию.

Первые скаутские отряды в новейшее время (в 1990-е годы) появились и в Саратове. В 2007 году при Саратовском обществе трезвости была создана Ассоциация скаутов Саратовской области. Наталия Александровна Королькова, как и Пантюхов, тоже творчески подошла к развитию игры, соединив скаутинг с идеей трезвости. В течение десятилетий наблюдая за теми, кто обращается в общество трезвости с просьбой о помощи в преодолении алкогольной зависимости, она пришла к заключению, что многие спиваются только потому, что не научились держать удар: чуть какая невзгода – и здоровенный мужчина, как страус в песок, прячет голову в бутылку с водкой. Наша газета вот уже восемь лет рассказывает о скаутских отрядах, о тех испытаниях, которые преодолевают наши юные земляки, дабы научиться владеть собой, обуздывать свои страсти и изживать недостатки.

Не стану повторяться, рассказывая о скаутах общества трезвости, а для тех, кто заинтересуется, что же это за такая чудодейственная игра – скаутинг, – скажу, что исчерпывающую информацию можно почерпнуть в романе «Загадка старой книги» петербургских авторов Лизы Чайкиной и Андрея Вайта при участии Енота. Так значится на переплёте книги, вышедшей в 2015 году в северной столице – родине русского скаутинга. Лиза и Андрей – наши современники, а Енот – это лесное имя Василия Григорьевича Янчевецкого (1874–1954), журналиста и военного публициста, организатора одного из первых скаутских отрядов накануне Первой мировой войны (лесное имя – часть игры: преодолевшие многие испытания и доказавшие свою значимость скауты получают право носить лесное имя). Василий Григорьевич – друг Пантюхова. Янчевецкого люди старшего поколения знают как писателя Василия Яна, автора приключенческих исторических романов «Чинзиз-хан» и «Батый».

«Загадка старой книги» – не научное, не публицистическое исследование, а самый настоящий художественный роман, написанный блестящим слогом в стиле лучших советских романов для детей, таких, как «Два капитана» Каверина» или «Президент каменного острова» Вильяма Козлова. Несмотря на то, что у книги три автора, причём принадлежащих к разным эпохам, она оставляет цельное впечатление. Страницы, посвящённые будням сегодняшних петербургских скаутов, написаны нашими современниками Лизой и Андреем, они же умело и органично вплели в своё повествование страницы неизданных записок Василия Григорьевича «Книга Енота», в ней пионер скаутинга (его отряд «Легион юных разведчиков» создан в 1910 году) повествует о приключениях своих воспитанников накануне и во время мировой войны. А сюжет о современных скаутах закручен вокруг поиска следов первых скаутских отрядов Пантюхова и Янчевецкого.

Читая «Загадку старой книги», вы не только насладитесь чтением, но и узнаете, для чего и зачем были созданы скаутские отряды, как они формируют мировоззрение подростков ХХI века. Без формализма и занудности, увы, присущих порой молодёжным организациям, созданных «для галочки». В романе есть одна линия, как раз и посвящённая разоблачению казённого патриотизма: Старшеклассник Никита, пришедший в скаутский отряд из такой молодёжной организации, созданной районной администрацией для контроля над подростками, сравнивает свои ощущения от пребывания в «официальной» и скаутской организациях: «Никита невольно сравнивал отношения у скаутов и у тех, других. В скаутской организации, которую последнее время даже про себя у него не получалось называть «организацией», как-то совсем иначе относились к людям. И к людям, и к словам, и к делам. И вроде бы никаких не было громких слов и разговоров об общем деле и пользе для страны. Но как-то получалось, что и дела делались, и людям было хорошо. Может, дела не громкие, не очень большие, не для всей страны... Но настоящие и для людей. Просто для людей, а не для всего народа. Вот хотя бы церковь в этой деревне Отаево, а потом ещё клуб...»

Не знаю, как читатель, не знакомый со скаутами, воспримет этот роман, мне же, вот уже восемь лет занимающемуся летописанием истории скаутов Саратовской области, любопытно было находить параллели между книжными героями и реальными мальчишками и девчонками, которые воспринимают скаутинг как свою жизнь, стремятся к самосовершенствованию и не только готовят себя к будущей жизни, но уже и сегодня живут так, что от их дел и поступков становится хорошо их ближним. Вот совсем не квасной и не официальный патриотизм, а настоящий. Наши скауты – патриоты, которые, я уверен, пронесут через всю жизнь высокие идеалы, записанные в Правилах скаутов и в их сердцах. Одно из них – «Скаут однажды – скаут навсегда!»

Владимир ВАРДУГИН