Однако мы понимаем, что наиболее важным участком работы в сотрудничестве с СРЦН «Возвращение» является работа с семьями, состоящими на патронатном учете в СРЦН. Важно оказать помощь этим семьям и не допустить их разрушения. По факту, 90% этих семей – это семьи, в которых пьет один из родителей или оба.
Так, в СРЦН с приютом «Возвращение» на патронатном учете стоит более 500 неблагополучных семей. Договор между нашей организацией и СРЦН с приютом «Возвращение» позволяет приюту улучшить как профилактическую деятельность среди детей и подростков, так и оказать вовремя помощь родителям, попавшим в зависимость от алкоголя: что позволяет сохранить семью для ребенка. В семьях алкоголиков наблюдается очень похожая картина: плохое питание, безработица, постоянное напряжение и страх. И как результат – убежденность в тотальной несправедливости и неприятие сложившейся жизни. Особенно тяжело в этих семьях детям, подросткам, которые попадают в психологическую созависимость от родителей – алкоголиков, нуждаются в особой помощи общества.
Так, более 50% детей из этих семей не посещают, или посещают эпизодически школу, большая часть учится без особого интереса, отличается плохим поведением и слабым здоровьем. Уже курят, пробовали алкоголь или другие наркотики. Никто из них не поступает в ВУЗы, т.к. отстают в интеллектуальном развитии от своих сверстников.
На наш взгляд, работа с детьми, проживающими в семьях алкоголиков, почти не проводится. Социальные педагоги приюта и школы лишь констатируют социальное неблагополучие семьи и готовят дела для лишения родительских прав. Мы уверены, что необходимо оказывать специальную психологическую и педагогическую помощь детям, относящимся к категории созависимых, так как алкоголизм их родителей – это болезнь, и болезнь прогрессирующая. От нее невозможно излечиться полностью, но можно поставить под контроль. Живущие вместе с алкоголиком члены семьи, особенно дети, страдают от созависимости во многом еще и потому, что ничего не знают об этой проблеме, неправильно к ней относятся и тем самым усугубляют ее прогрессирование.
Мы считаем, что проект даст возможность ненавязчиво обучить подростков основным знаниям этой проблемы алкоголизма и определить пути освобождения от созависимости. Как показывает мировой опыт, это дает возможность созависимым детям измениться настолько, что они начинают положительно влиять на своих родителей, вызывая в них стремление к изменению своей жизни.
Однако мы понимаем, что вызвать желание у подростков обучаться методам освобождения от созависимости трудно. Поэтому, мы предлагаем в проекте вызвать их интерес к работе с компьютером, с практическим использованием его в знакомстве со своими сверстниками через Интернет, создать театральную студию профилактических агитационных спектаклей. И параллельно организовать для подростков неформальное общение. За чашкой чая, психологи и педагоги общества трезвости смогут поделиться опытом и знаниями по проблемам алкоголизма и созависимости. К этой работе будут привлечены студенты – волонтеры педагогического Университета, которые лучше взрослых смогут установить контакт с «трудными» подростками.
Это позволит:
- Вовлечь детей в ролевую игру для улучшения собственного психологического самочувствия, формирования активной граждански ответственной личности;
- Сформировать у детей, участников проекта, особую личностную структуру антинаркогенной направленности, предотвращающей обращение к одурманиванию как способу достижения субъективно положительного состояния и обеспечивающей возможность реализации потребностей в получении удовольствия за счет социально ценных источников.
- Проводить индивидуальную профилактическую работу с детьми, оказавшимися в социально- опасном положении, с детьми, склонными к употреблению ПАВ (психоактивных веществ) и развитию зависимостей.
Проводимая по проекту деятельность: индивидуальная психологическая работа с детьми, переписка со сверстниками из аналогичных программ, участие детей в подготовке и постановке профилактического спектакля, выступление с подготовленным спектаклем в других детских коллективах. Все это, на наш взгляд, поможет каждому участнику проекта реализовать свой ориентир на получение признания и поддержки от социального мира его окружающего, определить собственное место в этом мире.
Именно поэтому проект подразумевает оказание психолого-педагогической помощи этим подросткам для создания у них внутренних условий раскрытия собственных резервов: приобретение навыков общения, новых знаний (компьютерных в том числе), избавление от созависимости – обретение внутренней свободы и уверенности в своем будущем.
Также, мы планируем, кормить детей, чтобы поддержать их физическое состояние.
Целевая группа проекта – 50-детей-подростков 14-16 лет из патронатных семей в СРЦН с приютом «Возвращение» Заводского района города Саратова и другие.
Целью проекта является создание и развитие эффективных видов помощи детям из социально неблагополучных семей, семей алкоголиков. Для достижения этой цели мы ставим задачу - создать на базе Дома трезвости (где располагается СРОО трезвости и здоровья) центр психолого-педагогической помощи детям из социально-неблагополучных семей, семей алкоголиков - «Выбор».
В созданном центре:
- Предоставить детям 14-16 лет из неблагополучных семей возможность общения со своими сверстниками через Интернет и первичной компьютерной грамотности как средства раскрытия своих внутренних резервов и возможностей для расширения круга общения, познания.
- Создать театральную студию профилактических агитационных спектаклей.
- Поддержать их физическое состояние дополнительным питанием.
- Оказать психолого-педагогическую помощь детям 14-16 лет в избавлении от сформировавшейся в семьях алкоголиков психологической созависимости, создать условия для формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни.
- Подготовить волонтеров общества трезвости из участников проекта для дальнейшей работы в подростковых микросообществах.
- Создать техническую базу (компьютерную) для полноценного обеспечения работы проекта.
Проект долгосрочный. Предполагает создание постоянно-действующего Центра для развития эффективной профилактической работы в детской и молодежной аудитории. Исходя из анализа деятельности существующих институтов помощи и поддержки подростков на фоне роста социального негатива, представленного в жизни подростков, имеет место непризнание подростками эффективности помощи от школы, педагогов, психологов, социальных служб, призванных оказывать помощь, в т.ч. и по вопросам преодоления ПАВ- зависимостей.
Именно поэтому в проекте предлагаются нестандартные формы помощи детям:
1. Организация переписки со сверстниками из аналогичных программ.
2. Постановка подростками профилактического спектакля-сказки.
3. Демонстрация спектакля в различных детских коллективах.
4. Индивидуальная профилактическая работа с детьми, склонными к употреблению ПАВ и развитию зависимостей.
Организация переписки со сверстниками даст возможность педагогу и психологу создавать модели мощного позитивного, вариативно-ситуативного воздействия на проблемы подростка, одновременно будет способствовать развитию потенциала самих подростков: формированию позитивных моделей жизни, решению личностных проблем. В целом эта технология поможет организации контактов и взаимодействия с подростками, при этом воспитание становится содержанием отношений, а не их целью. В ходе этой деятельности предполагается организация обсуждения проблем подростков, чаепитие, проведение так называемой педагогической профилактики ПАВ-зависимостей.
Как показывает мировой и отечественный опыт профилактики опасных зависимостей, подавляющее число профилактических программ посвящены задачам просвещения подростков и развитию навыков конструктивного поведения. Переписка с зарубежными детьми из семей алкоголиков через Интернет и связанная с этим педагогическая профилактика помогут подростку смоделировать антинаркогенное мышление, развить навыки конструктивного поведения.
Вторая часть проекта относится к сфере социальной и социоклубной работы с подростками. Ее предназначение и миссия заключается в предложении подросткам через ролевые игры помочь себе в решении своих психологических комплексов и проблем, а также проявить активность в приемлемой для общества форме, максимально интегрируясь в жизнь взрослого человека через игру. Спектакль в доступной для детского восприятия форме с вовлечением зрителей в процесс, спектакль-предостережение, спектакль-выбор в виде сказки. Сказка - универсальное средство формирования глубинных структур психической реальности, психического бессознательного в недрах которого зреют основы мотивации поведения человека. В условиях выражения своих переживаний в образе героев сказки происходит инсценировка собственной жизни. Появляется возможность пережить в игровой форме различные варианты собственного жизненного пути в зависимости от сделанного выбора. В основе предлагаемых в сказке моделей поведения и взаимодействие героев формируется модель согласованных поведенческих реакций в ситуациях личностного жизненно важного выбора. Через спектакль-сказку удастся
-показать наркогенную проблему изнутри, образно;
- убедить в актуальности и опасности ПАВ- зависимостей;
- инициировать активность и поддержать самоорганизацию подростков.
Отбор участников проекта будет производиться совместно с педагогическим коллективом СРЦН с приютом «Возвращение» и по добровольному желанию подростков, умеющих пользоваться компьютером:
- 5 групп по 5-10 человек (подростки 12-16 лет), обучающихся навыкам работы на ПК. Они же участники переписки. Переписка будет проводиться по окончании каждого цикла обучения.
- группа подростков для постановки спектакля-сказки: сценарист, художник, бутафор, актеры. Всего 20 – 25 чел.
Основной принцип отбора: желание, склонность к активной деятельности.
С подростками будут работать педагог, психолог, режиссер, консультант- программист.
Проект будет осуществляться на базе СРОО трезвости и здоровья с использованием ресурсов организации, в том числе газеты «Вопреки», которая будет осуществлять информационное сопровождение проекта, в том числе, публиковать мнение участников проекта. Спектакль–сказка написана М.Муллиным - саратовским журналистом, членом Союза писателей России, впервые поставлен нами в приюте «Возвращение» Заводского района.
Переписку со сверстниками проекта будем осуществлять по договоренности с консультантом - программистом.
С 1 марта в помещении СРОО трезвости и здоровья, расположенного по адресу: ул. Революционная, д.45, в соответствии с рабочим планом – 5 раз в неделю будут проводиться занятия: начальному обучению основам работы с компьютером, обучению навыкам здорового образа жизни, по постановке сказки-спектакля. А также индивидуальная психологическая коррекция, свободное общение, чаепития, горячие обеды.
Дети будут доставлены на микроавтобусе, арендуемом в транспортном предприятии, т.к. район проживания детей находится в некотором отдалении от центра города, места проведения занятий.
На уроках используются разнообразные учебные пособия, игровые курсы, справочники Материалы подобраны в соответствии с уровнем слушателей и разбиты по темам, необходимым для общения на бытовом уровне. с уроками начального обучения компьютерной грамотности, дети за короткое время получают возможность пользоваться сетью Интернет, общаться со своими сверстниками. Таким образом, по окончании цикла дети могут развивать полученные знания.
В летнее время социальный педагог и психолог подготовят волонтеров к работе со сверстниками. Запланированы встречи по подготовке антинаркотической акции в летнем спортивном лагере. Студенты с детьми напишут сценарии проведения шоу и концертной программы. В августе комиссия по делам несовершеннолетних Правительства Саратовской области организует спортивный лагерь в «Дубках». В лагере дети, студенты и волонтеры – участники проекта продемонстрируют подготовленную программу. В дни посещения спортивного лагеря все участники проекта будут обеспечены сухими пайками. В лагерь и из лагеря они будут доставлены арендуемым транспортом.
По окончании обучения педагоги и психолог пишут отчеты и проводят анкетирование. В августе все участники должны написать отчеты о выполненной работе. Психолог проведет тестирование среди детей, родителей, студентов, волонтеров. Результаты тестирования будут представлены на отчетном собрании. Руководитель проекта проведет «Круглый стол» и отчетное собрание. Бухгалтер представит бухгалтерский отчет.
Участники проекта смогут в любое время ответить на все вопросы бывших учеников и, таким образом, внести свой безвозмездный вклад в проект.
Рабочий план – график реализации проекта.
Вид деятельности | Даты начала и окончания |
Встреча всех участников проекта. Составление индивидуальных планов работы на рабочий год. | 1 февраля 2007 год. |
Руководитель проекта осуществляет руководство и контролирует качество выполненных работ. | С 1 февраля по 31 августа 2007 года |
Бухгалтер составляет смету расходов проекта, осуществляет бухгалтерский и налоговый учет. Закупает оборудование для компьютерного класса, офисные принадлежности, расходные материалы, заключает договора с обслуживающими компьютерными организациями и транспортным предприятием, делает хозяйственные закупки для горячих обедов. Представляет ежемесячные финансовые отчеты и налоговые декларации. | С 1 февраля по 31 августа 2007 года |
Координатор координирует работу между приютом Заводского р-на и Центром трезвости и здоровья, где будет проходить обучение. Помогает бухгалтеру закупить оборудование для компьютерного класса. Отвечает за организацию обедов, чаепитий, доставку продуктов. |
С 1 февраля по 31 августа 2007 года |
Социальный педагог приюта проводит работу по отбору детей в патронатных семьях. Помогает в подготовке волонтеров. Организует приезд детей на занятия в «Центр». |
С 1 февраля по 31 августа 2007 года. |
Педагог-психолог составляет анкеты для тестирования детей и родителей в патронатных семьях. Готовит волонтеров и проводит социальную практику со студентами педагогического университета. | С 1 февраля по 31 августа 2007 года. |
Педагог начального обучения компьютерной грамотности составляет программу обучения. Готовит учебный класс и компьютеры для работы. Организует Интернет связь. |
С 1 февраля по 31 августа 2007 года. |
Режиссер спектакля участвует в подборе подростков для игры в спектакле. Проводит репетиции и выездные спектакли. Подбирает музыкальное сопровождение. Репетиции спектакля будут проходить В «СРОО трезвости и здоровья» и СРЦН с приютом «Возвращение». Показ спектакля-сказки планируется на разных площадках, в том числе в пионерском лагере «Дубки». |
С 1 февраля по 31августа С 1марта по 31августа 2007г. |
Уроки начального обучения основам работы с компьютером. На уроках ведется заочная переписка через почтовый ящик электронной почты. |
Уроки проходят по средам и пятницам: март, апрель, май с 9 ч. до 11 ч. и с 11.30ч до 13.30ч. или с 13ч. до 15ч., и с 15.30 до 17.30ч. |
Занятия с созависимыми детьми по обучению навыкам здорового образа жизни. Обучение формам общения. Индивидуальная психологическая коррекция | Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 часа в период чаепития. |
Перерыв между занятиями. Свободное общение. Горячий обед или чаепитие. Просмотр специальных видеопрограмм с обсуждением увиденного. Индивидуальная (свободная) работа с компьютером. |
В дни занятий на протяжении двух циклов: С 11ч. до 11.30ч. или с 15ч. до 15.30ч. среди недели, С 12ч. до 12.30ч. в выходные дни. |
Подготовка волонтеров. Пилотная работа в приюте с участием подготовленных волонтеров. Встречи по подготовке антинаркотической акции в летнем спортивном лагере. Подготовка всех участников проекта к работе в летнем спортивном лагере. Проведение анкетирования. | С 1 июня по 29 июля без учета выходных дней. |
Посещения приюта и дневной площадки для детей из патронажных семей расположенных по адресу: ул. Азина, д. 28А, приют « Возвращение». Подготовка агитационной бригады к демонстрации созданной ими концертной программы. Выезд в спортивный лагерь. Набор новых групп детей. |
С 1 по 31 августа без учета выходных дней. |
Подготовка к окончанию проекта. Итоговый «круглый стол» с участием всех участников проекта: педагогов, педагогов-психологов, социальных работников из приюта. Итоговое тестирование. Отчет о проделанной работе. Бухгалтерский отчет. Передача компьютера приюту «Возвращение». | Август |
Работа волонтеров в приюте. | С 1 августа по 31августа 2007г. в дни работы приюта. |
Ожидаемые результаты
По окончании проекта его участники – подростки 14-16 лет получат не только тепло и заботу педагогов, но и:
- умение пользоваться компьютером
- новые знакомства, новые формы цивилизованного общения
- знание проблемы зависимости от психоактивных веществ и созависимости, навыки осознанного выбора здорового образа жизни
- возможность оказания помощи другим подросткам, оказавшимся в трудных социальных условиях
Проект, благополучателями которого являются подростки 14-16 лет из социально неблагополучных семей, семей алкоголиков, ощущающие свою ущербность в получении достойного образования по сравнению с другими сверстниками из более благополучных семей, запрограммированные своими родителями на асоциальное поведение. Благодаря участию в проекте, они смогут изменить свое отношение к жизни на позитивное. Сформировать новую программу своего будущего, вплоть до выбора профессии, где пригодится умение пользоваться компьютером. Обретут уверенность в своем будущем, которое зависит не только от социальных условий, но и от личной позиции и выбора каждого.
В деятельности проекта заложено проведение 2-х этапов анкетирования участников и благополучателей проекта и подведение итогов проекта на итоговом «круглом столе», что покажет в динамике изменения во взглядах и способах решения проблем и конфликтов у подростков. Поскольку основной идеей проекта является идея нестандартной педагогической профилактики, то надо учитывать, что в качестве показателя эффективности профилактики ПАВ-зависимостей должны выступать инструментальные умения и навыки подростков организовывать самостоятельно успешную ежедневную жизнь, включая умение разрешать возникающие проблемы и трудности.
По окончании проекта совместная работа нашей организации с СРЦН с приютом «Возрождение» продолжится. Связи с подростками не будут разорваны. Мы сумеем вместе с педагогами приюта видеть реальные изменения к лучшему у подростков. Продолжится волонтерская работа участников проекта в показе спектакля-сказки, поисках и создании новых сценариев спектаклей. Продолжится и переписка детей.
Информирование, просвещение и пропаганда положительных ценностей, проводимые в ходе проекта, призваны обеспечить преобразование совокупности знаний в усвоенное, освоенное и осознанное знание у подростков.
Индивидуальная психологическая работа в постановке и показе спектакля, организация переписки со сверстниками помогут подростку овладеть набором эффективных способов социального поведения, предотвратить возникновение опасных ситуаций в своем развитии, оказать эффективное содействие в разрешении возникающих опасных ситуаций.
Основным итогом проекта будет инвестирование в здоровье подростка, в результате чего подросток получит в пользование навыки, которые соответствуют интересам, потребностям и проблемам молодежи.
Предложенный проект – это часть большого проекта нашей организации по развитию и внедрению эффективных способов профилактики ПАВ-зависимостей среди подростков. Проект поможет заложить основу, в т.ч. и финансово-ресурсную (компьютерный класс) для дальнейшего продолжения деятельности в выбранном направлении, используя собственные ресурсы и финансы организации, помощь спонсоров- попечителей СРОО трезвости и здоровья.
Риск в данном вопросе минимален:
-помещение для деятельности находится в аренде до 2009 года с постоянным пролонгированием);
-опыт деятельности организации СРОО трезвости и здоровья в области просвещения и профилактики - 20 лет;
-сотрудничество с СРЦН с приютом «Возвращение» оформлено долгосрочным договором.
Вместе с тем, серьезный риск для проекта представляет целевая группа - дети-сироты из семей алкоголиков, непредсказуемые в своем поведении.
Основными критериями оценки результатов проектной деятельности будут служить:
- оценка своих личных приобретений и изменений подростками - участниками проекта;
- оценка проекта его партнерами – социальными педагогами СРЦН с приютом «Возвращение»;
- оценка работы волонтеров со стороны детей, отдыхающих в военно-спортивном лагере, где будут практиковаться участники проекта.
Оценка будет собрана в виде анкетирования участников и партнеров.
Проект проводится при активном участии СРЦН с приютом «Возвращение» Заводского района в соответствии с договором о сотрудничестве.
Для более эффективной работы в проекте по формированию основ здорового образа жизни будет использоваться и дариться каждому участнику проекта и партнерам брошюра, выпущенная нашей организацией благодаря спонсорской поддержке «Союза товаропроизводителей» Саратовской области в лице Слепова В.Г. Автор брошюры – член Союза журналистов и Союза писателей, один из учредителей СРОО трезвости и здоровья Вардугин В.И. посвятил ее проблеме формирования алкоголизма и другого наркотизма и предотвращению всех видов зависимостей.
В партнерах проекта также выступает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Саратовской области и Управление федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (отдел межведомственного взаимодействия в сфере профилактики).