Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

Однако мы понимаем, что наиболее важным участком работы в сотрудничестве с СРЦН «Возвращение» является работа с семьями, состоящими на патронатном учете в СРЦН. Важно оказать помощь этим семьям и не допустить их разрушения. По факту,  90% этих семей – это семьи, в которых пьет один из родителей или оба.

Так, в СРЦН с приютом «Возвращение» на патронатном учете стоит более 500 неблагополучных семей. Договор между нашей организацией и СРЦН с приютом «Возвращение» позволяет приюту улучшить как профилактическую деятельность среди детей и подростков, так и оказать вовремя помощь родителям, попавшим в зависимость от алкоголя: что позволяет сохранить семью для ребенка. В семьях алкоголиков наблюдается очень похожая картина: плохое питание, безработица, постоянное напряжение и страх. И как результат – убежденность в тотальной несправедливости и неприятие сложившейся жизни. Особенно тяжело в этих семьях детям, подросткам, которые попадают в психологическую созависимость от родителей – алкоголиков, нуждаются в особой помощи общества.

Так, более 50% детей из этих семей не посещают, или посещают эпизодически школу, большая часть учится без особого интереса, отличается плохим поведением и слабым здоровьем. Уже курят, пробовали алкоголь или другие наркотики. Никто из них не поступает в ВУЗы, т.к. отстают в интеллектуальном развитии от своих сверстников.

На наш взгляд, работа с детьми, проживающими в семьях алкоголиков, почти не проводится. Социальные педагоги приюта и школы лишь констатируют социальное неблагополучие семьи и готовят дела для лишения родительских прав. Мы уверены, что необходимо оказывать специальную психологическую и педагогическую помощь детям, относящимся к категории созависимых, так как алкоголизм их родителей – это болезнь, и болезнь прогрессирующая. От нее невозможно излечиться полностью, но  можно поставить под контроль. Живущие вместе с алкоголиком члены семьи, особенно дети, страдают от созависимости во многом еще и потому, что ничего не знают об этой проблеме, неправильно к ней относятся и тем самым усугубляют ее прогрессирование.

Мы считаем, что проект даст возможность ненавязчиво обучить подростков основным знаниям этой проблемы  алкоголизма и определить пути освобождения от созависимости. Как показывает мировой опыт, это дает возможность созависимым детям измениться настолько, что они начинают положительно влиять на своих родителей,  вызывая в них стремление к изменению своей жизни.

Однако мы понимаем, что вызвать желание у подростков обучаться методам освобождения от созависимости трудно. Поэтому, мы предлагаем в проекте вызвать их интерес  к работе с компьютером, с практическим использованием его в знакомстве со своими сверстниками через Интернет, создать театральную студию профилактических агитационных спектаклей. И параллельно организовать для подростков неформальное общение. За чашкой чая, психологи и педагоги общества трезвости смогут поделиться опытом и знаниями по проблемам алкоголизма и созависимости. К этой работе будут привлечены студенты – волонтеры педагогического Университета, которые лучше взрослых смогут установить контакт с «трудными» подростками.

Это позволит:

  • Вовлечь детей в ролевую игру для улучшения собственного психологического самочувствия, формирования активной граждански ответственной личности;
  • Сформировать у детей, участников проекта, особую личностную структуру антинаркогенной направленности, предотвращающей обращение к одурманиванию как способу достижения субъективно положительного состояния и обеспечивающей возможность реализации потребностей в получении удовольствия за счет социально ценных источников.
  • Проводить индивидуальную профилактическую работу с детьми, оказавшимися в социально- опасном положении, с детьми, склонными к употреблению ПАВ (психоактивных веществ)  и развитию зависимостей.

Проводимая по проекту деятельность: индивидуальная психологическая работа с детьми, переписка со сверстниками из аналогичных программ, участие детей в подготовке и постановке профилактического спектакля, выступление с подготовленным спектаклем в других детских коллективах. Все это, на наш взгляд, поможет каждому участнику проекта реализовать свой ориентир на получение признания и поддержки от социального мира его окружающего, определить собственное место в этом мире.

Именно поэтому проект подразумевает оказание психолого-педагогической помощи этим подросткам для создания у них внутренних условий раскрытия собственных резервов: приобретение навыков общения, новых знаний (компьютерных в том числе), избавление от созависимости – обретение внутренней свободы и уверенности в своем будущем.

Также, мы планируем, кормить детей, чтобы поддержать их физическое состояние.

Целевая группа проекта – 50-детей-подростков 14-16 лет из патронатных семей в СРЦН с приютом «Возвращение» Заводского района города Саратова и другие.

Целью  проекта является  создание и развитие эффективных видов помощи детям из социально неблагополучных семей, семей алкоголиков. Для достижения этой цели мы ставим задачу - создать на базе Дома  трезвости (где располагается СРОО трезвости и здоровья) центр психолого-педагогической помощи детям из социально-неблагополучных семей, семей алкоголиков - «Выбор».

В созданном центре:

  1. Предоставить детям 14-16 лет из неблагополучных семей возможность общения со своими сверстниками через Интернет и первичной компьютерной грамотности как средства раскрытия своих внутренних резервов и возможностей для расширения круга общения, познания.
  2. Создать театральную студию профилактических агитационных спектаклей.
  3. Поддержать их физическое состояние дополнительным питанием.
  4. Оказать психолого-педагогическую помощь детям 14-16 лет в избавлении от сформировавшейся в семьях алкоголиков психологической созависимости, создать условия для формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни.
  5. Подготовить волонтеров общества трезвости из участников проекта для дальнейшей работы в подростковых микросообществах.
  6. Создать техническую базу (компьютерную) для полноценного обеспечения  работы проекта.

Проект долгосрочный. Предполагает создание постоянно-действующего Центра для развития эффективной профилактической работы в детской и молодежной аудитории. Исходя из анализа деятельности  существующих институтов помощи и поддержки подростков на фоне роста социального негатива, представленного в жизни подростков, имеет место непризнание подростками эффективности помощи от школы, педагогов, психологов, социальных служб, призванных оказывать помощь, в т.ч. и по вопросам преодоления ПАВ- зависимостей.

Именно поэтому в проекте предлагаются нестандартные формы помощи детям:

1. Организация переписки со сверстниками из аналогичных программ.

2.  Постановка подростками профилактического спектакля-сказки.

3.  Демонстрация спектакля в различных детских коллективах.

4.  Индивидуальная профилактическая работа с детьми, склонными к употреблению ПАВ и развитию зависимостей.

Организация переписки со сверстниками даст возможность педагогу и психологу создавать модели мощного позитивного, вариативно-ситуативного воздействия на проблемы подростка, одновременно будет способствовать развитию потенциала самих подростков: формированию  позитивных моделей жизни, решению личностных  проблем. В целом эта технология поможет организации контактов и взаимодействия с подростками, при этом воспитание становится содержанием отношений, а не их  целью. В ходе этой деятельности предполагается организация обсуждения проблем подростков, чаепитие, проведение так называемой педагогической профилактики ПАВ-зависимостей.

Как показывает мировой и отечественный опыт профилактики опасных зависимостей, подавляющее число профилактических программ посвящены задачам просвещения подростков и развитию навыков конструктивного поведения. Переписка с зарубежными детьми из семей алкоголиков через Интернет и связанная с этим  педагогическая профилактика помогут подростку смоделировать антинаркогенное мышление, развить навыки конструктивного поведения.

Вторая часть проекта относится к сфере социальной и социоклубной работы с подростками. Ее предназначение и миссия заключается  в предложении подросткам через ролевые игры помочь себе в решении своих психологических комплексов и проблем, а также проявить активность в приемлемой для общества форме, максимально интегрируясь в жизнь взрослого человека через игру. Спектакль в доступной для детского восприятия форме с вовлечением зрителей в процесс, спектакль-предостережение, спектакль-выбор в виде сказки. Сказка - универсальное средство формирования глубинных структур психической реальности, психического бессознательного в недрах которого зреют основы мотивации поведения человека. В условиях  выражения своих переживаний в образе героев сказки происходит инсценировка собственной жизни. Появляется возможность пережить в игровой форме различные варианты собственного жизненного пути в зависимости от сделанного выбора. В основе предлагаемых в сказке моделей поведения и взаимодействие героев формируется модель согласованных поведенческих реакций в ситуациях личностного жизненно важного выбора. Через спектакль-сказку удастся

 -показать наркогенную проблему изнутри, образно;

- убедить в актуальности и опасности ПАВ- зависимостей;

- инициировать активность и поддержать самоорганизацию подростков.

Отбор участников проекта будет производиться совместно с педагогическим коллективом СРЦН с приютом «Возвращение» и по добровольному желанию подростков, умеющих пользоваться компьютером:

- 5  групп по  5-10 человек (подростки 12-16 лет), обучающихся навыкам работы на ПК.  Они же участники переписки. Переписка будет проводиться по окончании каждого цикла обучения.

- группа подростков для постановки спектакля-сказки: сценарист, художник, бутафор, актеры. Всего 20 – 25 чел.

Основной принцип отбора: желание, склонность к активной деятельности.

С подростками будут работать педагог, психолог, режиссер, консультант- программист.

Проект будет осуществляться на базе СРОО трезвости  и здоровья с использованием ресурсов организации, в том числе газеты «Вопреки», которая будет осуществлять информационное сопровождение проекта, в том числе, публиковать мнение участников проекта. Спектакль–сказка написана М.Муллиным - саратовским журналистом,  членом Союза писателей России, впервые поставлен  нами в приюте «Возвращение» Заводского района.

Переписку со сверстниками  проекта будем осуществлять по договоренности с консультантом - программистом.

С 1 марта в помещении СРОО трезвости и здоровья, расположенного по адресу: ул. Революционная,  д.45,  в соответствии с рабочим планом – 5 раз в неделю будут проводиться занятия:  начальному обучению основам работы с компьютером, обучению навыкам здорового образа жизни, по постановке сказки-спектакля.  А также индивидуальная психологическая коррекция, свободное общение, чаепития, горячие обеды.

Дети будут доставлены на микроавтобусе, арендуемом в транспортном предприятии, т.к. район  проживания детей находится в некотором отдалении от центра города,  места проведения занятий.

На уроках используются разнообразные учебные пособия, игровые курсы, справочники Материалы подобраны в соответствии с уровнем слушателей и разбиты по темам, необходимым для общения на бытовом уровне. с уроками начального обучения компьютерной грамотности, дети за короткое время получают возможность пользоваться сетью Интернет, общаться со своими сверстниками.  Таким образом, по окончании цикла дети могут развивать полученные знания.

В летнее время социальный педагог и психолог подготовят волонтеров к работе со сверстниками. Запланированы встречи по подготовке антинаркотической акции в летнем спортивном лагере. Студенты с детьми напишут сценарии проведения шоу и концертной программы. В августе комиссия по делам несовершеннолетних Правительства Саратовской области организует спортивный лагерь в «Дубках». В лагере дети, студенты и волонтеры – участники проекта продемонстрируют подготовленную программу. В дни посещения спортивного лагеря все участники проекта будут обеспечены сухими пайками. В лагерь и из лагеря они будут доставлены арендуемым транспортом.

По окончании обучения педагоги и психолог пишут отчеты и проводят анкетирование. В августе все участники должны написать отчеты о выполненной работе. Психолог проведет тестирование среди детей, родителей, студентов, волонтеров. Результаты тестирования будут представлены на отчетном собрании. Руководитель проекта проведет «Круглый стол» и отчетное собрание. Бухгалтер представит бухгалтерский отчет.

Участники проекта смогут в любое время ответить на все вопросы бывших учеников и, таким образом, внести свой безвозмездный вклад в проект.

 

Рабочий план – график реализации проекта.

Вид деятельности Даты начала и окончания
Встреча всех участников проекта. Составление индивидуальных планов работы на рабочий год. 1 февраля 2007 год.
Руководитель проекта осуществляет руководство и контролирует качество выполненных работ. С 1 февраля по 31 августа 2007 года
Бухгалтер составляет смету расходов проекта, осуществляет бухгалтерский и налоговый учет. Закупает оборудование для компьютерного класса, офисные принадлежности, расходные материалы, заключает договора  с обслуживающими компьютерными организациями и транспортным предприятием, делает хозяйственные закупки для горячих обедов. Представляет ежемесячные финансовые отчеты и налоговые декларации. С 1 февраля  по 31 августа 2007 года
Координатор координирует работу между приютом Заводского р-на и Центром трезвости и здоровья, где будет проходить обучение. Помогает бухгалтеру закупить оборудование для компьютерного класса. Отвечает за организацию обедов, чаепитий, доставку продуктов. 

       С 1 февраля по 31 августа 2007 года

Социальный педагог приюта проводит работу по отбору детей в патронатных семьях. Помогает в подготовке волонтеров. Организует приезд детей на занятия в «Центр».

          С 1 февраля  по 31 августа 2007 года.

Педагог-психолог составляет анкеты для тестирования детей и родителей в патронатных семьях. Готовит волонтеров и проводит социальную практику со студентами педагогического университета.   С 1 февраля  по 31 августа 2007 года.
Педагог начального обучения компьютерной грамотности составляет программу обучения. Готовит учебный класс и компьютеры для работы. Организует Интернет связь.

         С 1 февраля по 31 августа 2007 года.

Режиссер спектакля участвует  в подборе подростков для игры в спектакле. Проводит репетиции и выездные спектакли. Подбирает музыкальное сопровождение. 

        Репетиции спектакля будут проходить

        В «СРОО трезвости и здоровья» и СРЦН с приютом «Возвращение».

        Показ спектакля-сказки планируется на разных площадках, в том числе в пионерском лагере «Дубки».

С 1 февраля  по 31августа   2007 г.

С 1марта по 31августа 2007г.

Уроки начального обучения основам работы с компьютером. На уроках ведется заочная переписка через почтовый ящик электронной почты.

     Уроки проходят по средам и пятницам:

           март, апрель, май с 9 ч. до 11 ч. и с 11.30ч до 13.30ч. или с 13ч. до 15ч., и с 15.30 до 17.30ч.

Занятия с созависимыми  детьми по обучению навыкам здорового образа жизни. Обучение формам общения. Индивидуальная психологическая коррекция Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 часа в период чаепития.

Перерыв между занятиями. Свободное общение. Горячий обед или чаепитие.

Просмотр специальных видеопрограмм с обсуждением увиденного. Индивидуальная (свободная) работа с компьютером.

       В дни занятий на протяжении двух циклов:

       С 11ч. до 11.30ч. или  с 15ч. до 15.30ч. среди недели, 

         С 12ч. до 12.30ч. в выходные дни.

Подготовка волонтеров. Пилотная работа в приюте с участием подготовленных волонтеров. Встречи по подготовке антинаркотической акции  в летнем спортивном лагере. Подготовка всех участников проекта к работе в летнем спортивном лагере. Проведение анкетирования. С 1 июня по 29 июля без учета выходных дней.
Посещения приюта и дневной площадки  для детей из патронажных семей расположенных по адресу: ул. Азина, д. 28А, приют « Возвращение». Подготовка агитационной бригады  к демонстрации созданной ими концертной программы. Выезд в спортивный лагерь. Набор новых групп детей.

      С 1 по 31 августа без учета выходных дней.

Подготовка  к окончанию проекта. Итоговый «круглый стол» с участием всех участников проекта: педагогов, педагогов-психологов, социальных работников из приюта. Итоговое тестирование. Отчет о проделанной работе. Бухгалтерский отчет. Передача компьютера приюту «Возвращение».            Август 2007 г.
Работа волонтеров в приюте. С 1 августа по 31августа 2007г. в дни работы приюта.

 

Ожидаемые результаты

 По окончании проекта его участники – подростки 14-16 лет получат не только тепло и заботу педагогов,   но и:

  1. умение пользоваться компьютером
  2. новые знакомства, новые формы цивилизованного общения
  3. знание проблемы зависимости от психоактивных веществ и созависимости, навыки осознанного выбора здорового образа жизни
  4. возможность оказания помощи другим подросткам, оказавшимся в трудных социальных условиях

Проект, благополучателями которого являются подростки 14-16 лет из социально неблагополучных семей, семей алкоголиков, ощущающие свою ущербность в получении достойного образования по сравнению с другими сверстниками из более благополучных семей, запрограммированные своими родителями на асоциальное поведение. Благодаря участию в проекте, они смогут изменить свое отношение к жизни на позитивное. Сформировать новую программу своего будущего, вплоть до выбора профессии, где пригодится умение пользоваться компьютером. Обретут уверенность в своем будущем, которое зависит не только от социальных условий, но и от личной позиции и  выбора каждого.

В деятельности проекта заложено проведение 2-х этапов анкетирования участников и благополучателей проекта и подведение итогов проекта на итоговом «круглом столе», что покажет в динамике изменения во взглядах и способах решения проблем и конфликтов у подростков. Поскольку основной идеей проекта является идея нестандартной педагогической профилактики, то надо учитывать, что в качестве показателя эффективности профилактики ПАВ-зависимостей должны выступать инструментальные умения и навыки подростков организовывать самостоятельно успешную ежедневную жизнь, включая умение разрешать возникающие проблемы и трудности.

По окончании проекта совместная работа нашей организации с СРЦН с приютом «Возрождение» продолжится. Связи с подростками не будут разорваны. Мы сумеем вместе с педагогами  приюта видеть реальные изменения к лучшему у подростков. Продолжится волонтерская работа участников проекта в показе спектакля-сказки, поисках и создании новых сценариев спектаклей.  Продолжится и переписка детей.

Информирование, просвещение и пропаганда положительных ценностей, проводимые в ходе проекта, призваны обеспечить преобразование совокупности знаний в усвоенное, освоенное и осознанное знание у подростков.

Индивидуальная психологическая работа в постановке и показе спектакля, организация переписки со сверстниками помогут подростку овладеть набором эффективных способов социального поведения, предотвратить возникновение опасных ситуаций в своем развитии, оказать эффективное содействие в разрешении возникающих опасных ситуаций.

Основным итогом проекта будет инвестирование в здоровье подростка, в результате чего подросток получит в пользование навыки, которые соответствуют интересам, потребностям и проблемам молодежи. 

Предложенный проект – это часть большого проекта нашей организации по развитию и внедрению эффективных способов профилактики ПАВ-зависимостей среди подростков. Проект поможет заложить основу, в т.ч. и финансово-ресурсную (компьютерный класс) для дальнейшего продолжения деятельности в выбранном направлении, используя собственные ресурсы и финансы организации, помощь спонсоров- попечителей СРОО трезвости и здоровья.

Риск в данном вопросе минимален:

-помещение для деятельности находится в аренде до 2009 года с постоянным пролонгированием);

-опыт деятельности организации СРОО трезвости и здоровья в области просвещения и профилактики - 20 лет;

-сотрудничество с СРЦН с приютом  «Возвращение» оформлено долгосрочным договором.

Вместе с тем, серьезный риск для проекта представляет целевая группа - дети-сироты из семей алкоголиков, непредсказуемые в своем поведении.

Основными критериями оценки результатов проектной деятельности будут служить:

-  оценка своих личных приобретений и изменений подростками - участниками проекта;

-  оценка проекта его партнерами – социальными педагогами СРЦН с приютом «Возвращение»;

-   оценка работы волонтеров со стороны детей, отдыхающих в военно-спортивном лагере, где будут практиковаться участники проекта.

Оценка будет собрана в виде анкетирования участников и партнеров.

Проект проводится при активном участии СРЦН с приютом «Возвращение» Заводского района в соответствии с договором о сотрудничестве.

Для более эффективной работы в проекте по формированию основ здорового образа жизни будет использоваться и дариться каждому участнику проекта и партнерам брошюра, выпущенная нашей организацией благодаря спонсорской поддержке «Союза товаропроизводителей» Саратовской области в лице Слепова В.Г. Автор брошюры – член Союза журналистов и Союза писателей, один из учредителей СРОО трезвости и здоровья Вардугин В.И. посвятил ее проблеме формирования алкоголизма и другого наркотизма и предотвращению всех видов зависимостей.

В партнерах проекта также выступает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Саратовской области и Управление федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (отдел межведомственного взаимодействия  в сфере профилактики).