Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

 

Многие из вас слышали, что в Саратове есть общественная организация под названием «Общество трезвости и здоровья». Но далеко не все знают, чем она занимается. А ведь её работа напрямую связана со школой и может быть интересна директорам, классным руководителям, вожатым – всем, кто стремится сделать школу территорией здорового образа жизни.

В прошлом году проект Общества трезвости «Я выбираю здоровье! А ты?» победил в конкурсе «Здоровая Россия», проводимом Министерством здравоохранения и социального развития РФ, и был признан лучшим молодёжным проектом России по пропаганде здорового образа жизни. Для того, чтобы понять, чем же так привлёк российских экспертов саратовский проект, надо вернуться на несколько лет назад.

 

Как всё начиналось?

Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья, возглавляемая Натальей Александровной Корольковой, работает уже больше 25 лет. За эти годы сюда обратилось немало людей, ищущих спасения от алкогольной и табачной зависимости, стала издаваться собственная газета «Вопреки», было проведено много интересных проектов и акций, лекций и праздников здоровья для школьников. Кстати, многие из этих школьников до сих пор вспоминают баночки с лёгкими курильщика и некурящего человека, которые им показывала Наталья Александровна.

А в конце 2007 года при Обществе трезвости стала создаваться детская организация. Идея была проста – дать детям опыт интересного проведения досуга без употребления психоактивных веществ (ПАВ), помочь найти единомышленников среди тех сверстников, кто сознательно выбрал для себя здоровый и трезвый образ жизни, вместе со школой и родителями создать единое воспитательное пространство на основе приоритета здоровья. При этом под здоровым образом жизни мы понимали не только заботу о сохранении и укреплении физического здоровья, но и развитие лучших психологических, социальных, нравственных и гражданских качеств. За основу мы взяли методику международной воспитательной системы «Скаутинг», как наиболее полно отвечающую нашим замыслам, интересную детям и доказавшую свою эффективность за 100 лет существования в более чем 150 странах мира.

Наш почин заинтересовал педагогов, и в школах стали появляться скаутские отряды, а в МОУ СОШ № 10, МОУ СОШ № 67 и МОУ СОШ № 93 – целые дружины скаутов. Отряды возникли и в других городах области – Энгельсе и Марксе. Количество школьников, заявивших о своём желании вести здоровую и трезвую жизнь, достигло полутора тысяч. Параллельно с детской организацией при Обществе трезвости возникло и молодёжное движение «Трезвый Саратов». Мы проводили семинары для педагогов, тренинги на командное взаимодействие для детей, фестивали здоровья, походы и летние палаточные лагеря, выездные слёты активистов в весенние и осенние каникулы, а также выходили в школы с лекциями, диспутами, демонстрацией трезвеннических фильмов и развивающими играми.

Нас заметили и стали поддерживать на областном уровне. Партнёрами в наших мероприятиях выступали Министерство образования, Министерство социального развития, Комитет общественных связей и национальной политики, Главное управление МЧС, Управление ФСКН. Всё шло отлично – школьники на своём опыте постигали пользу здорового и трезвого образа жизни, из них сформировался детский актив, создавший Городской скаутский штаб, педагоги отмечали несомненную эффективность новых форм работы.

И, тем не менее, вопросы оставались. В основном, они касались школ.

 

Вопросы и ответы

 

Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни проводятся в каждой школе. Это и спартакиады, и лекции о вреде психоактивных веществ (ПАВ), и выступления агитбригад и много чего ещё. Казалось бы, процент школьников, употребляющих ПАВ, должен неуклонно снижаться. Однако, этого не происходит. Мало того, всё больше и больше подростков попадают в зависимость от табака и алкоголя, а возраст «первой пробы» уменьшается с катастрофической скоростью.

Можно, конечно, бессильно опустить руки и устало сказать: «Дети сейчас совершенно другие. Им говори - не говори – всё как о стенку горох». Можно продолжать проводить те же мероприятия, надеясь, что хоть на кого-то подействуют пугающие аргументы и эмоциональные призывы. А можно искать решение этой проблемы. Не получится с первого раза – будем пытаться ещё, и так до тех пор, пока острота проблемы не начнёт хотя бы немного снижаться.

Для начала попробуем проанализировать проблему. Давайте подумаем, почему наши попытки воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни так тщетны?

Может быть потому, что лишь единицы из нас, взрослых, сумели навсегда отказаться от табака и алкоголя, не употребляя даже глоток вина по праздникам? «Врачу – исцелися сам». Дети, видя такую разницу между проповедуемыми идеалами и реальной жизнью, естественно, не торопятся пополнить ряды тех, кого в обществе воспринимают «белыми воронами». Вправе ли мы их за это винить?

А, может быть, именно так они реализуют возрастное стремление к самостоятельности и независимости? «Запретный плод сладок». Представим себе картинку или фотографию под названием «Я уже взрослый (-ая)». Что, скорее всего, будет на ней изображено? Косметика? Секс? Те же бутылка с сигаретой? Вот нехитрый набор самой распространённой «взрослой» символики. Настоящие атрибуты взрослости – зрелость суждений, ответственность, самообеспечение и т.д. – не так наглядны, а, следовательно, не так привлекательны для подростков.

Или всему виной желание всё попробовать, испытать на себе, составить собственное мнение о том, о чём так много говорят и сверстники и взрослые? Все предупреждения о вреде и зависимости разбиваются о детско-наивное: «Да я только разок, только попробовать». Но не пробуют же они прыгать с крыши многоэтажки!

Возможен и внешний вариант: кому-то хочется, чтобы Россия стала страной алкоголиков, сырьевым придатком, умоляющим Запад о культурной и экономической помощи и готовой послушно выполнять все его команды. Победить силой не удалось, вот и бьют по самой уязвимой точке – детям, пропагандируя разврат и вседозволенность, лоббируя законы о «слабоалкогольной» продукции, производя приятные на вкус алкогольные коктейли, чтобы снизить возраст начала употребления и крепче привязать детей к отраве.

Или…

Хотя уже достаточно. Перечислять можно долго – попробуем разобраться с уже названными.

Пьющие пропагандисты трезвости. Выход очевиден – искать непьющих. Вот только где искать, если в школах работают такие же люди со своими слабостями и зависимостями? Хорошо, если найдётся на всю школу один трезвенник – а если и одного нет, как тогда? А тогда попробуем поискать среди детей. Не все же они у нас, в конце концов, курят и выпивают! Наверняка есть те, кто в силу воспитания, убежденности или ещё каких-то причин не бегает на каждой перемене покурить и не связывает хорошее настроение только с приёмом алкоголя. Поспешим найти и объединить их, чтобы им легче было противостоять соблазнам и своим примером пропагандировать здоровый образ жизни. В качестве образца для подражания им могут служить активисты молодёжного движения «Трезвый Саратов», принципиально не употребляющие ПАВ, известные спортсмены, ведущие трезвый образ жизни.

Стремление к самостоятельности и независимости можно попытаться реализовать, дав набранной нами группе право самостоятельно придумывать и проводить дела, показывающие выгоду здорового образа жизни. Причём не только те, что традиционно проводятся в школе, но и те, которые придумают сами ребята. Наша задача – ненавязчиво помочь им прийти к успеху и обеспечить правовое пространство их деятельности.

Для понимания всей опасности «первых проб» нужны знания. Сейчас можно без особого труда найти фильмы, видеозаписи лекций, популярные брошюры на эту тему, поискать нужные материалы в Интернете. Особое внимание стоит уделить не «пугательным» доводам (как видим, их убеждающая сила в значительной степени ослабляется уверенностью подростков в том, что все эти последствия могут произойти с кем-то другим, но не с ним), а созданию культа здоровья. «Быть здоровым – это круто!», «Курят только слабаки!» - эти доводы, при наличии их наглядных доказательств в виде крепкого и дружного коллектива «трезвенников», подействуют гораздо лучше.

От внешней опасности оградиться сложнее. Запреты здесь не помогут – они только подогреют интерес подростков. К тому же всегда найдутся те, кто будет лоббировать интересы алкогольных и табачных компаний на самом высоком уровне и оплачивать рекламные ролики, направленные, по сути, на уничтожение наших детей. Однако, выход есть и здесь. Если подросток хорошо понимает, кому и зачем нужно ослабление России, какими средствами это достигается и какая роль уготована в этой войне лично ему, то он оказывается перед выбором: помогать врагам своей страны или защищать Родину всеми доступными ему средствами. Выбрав второй путь, он станет уже неподвластен хитрым рекламным уловкам и никакая сила не заставит его медленно убивать себя. Плюс ко всему, в этом случае сработает и возрастная категоричность подростковых суждений, не признающих полумер и полутонов.

Вроде бы, всё хорошо. На каждую причину найден вариант решения, причём эти варианты хорошо компонуются между собой. Но пока это не более чем теорема, которую ещё предстоит доказывать практической работой. Что мы и сделали в дальнейшей работе.

 

Центры «РОСС» – всё всерьёз!

В 2009 году мы оформили все эти вопросы и ответы в грантовый проект «Я выбираю здоровье! А ты?», который подали на президентский конкурс проектов. Проект был одобрен экспертами и получил стопроцентное финансирование. Со школами, пожелавшими участвовать в реализации проекта, были заключены Договора о сотрудничестве и на их основе стали создаваться школьные центры пропаганды здорового образа жизни «РОСС». Аббревиатура «РОСС» возникла из слов «развитие, образование, самоконтроль, свобода от зависимостей», обозначающих ступени к здоровому образу жизни. Школьники, подписавшие обязательство вести здоровый образ жизни, получали футболку с логотипом проекта и вели волонтёрскую работу в центрах «РОСС», придумывая и организовывая интересные для их сверстников дела по пропаганде здоровья. Главным отличием от существующей системы было то, что эти дела проводились по инициативе самих детей, ориентировались на интерес и включали в себя не только ресурсы школы, но и возможности общественной организации, специализирующейся на данной проблематике. В каждой школе приказом директора был назначен педагог, курирующий работу центров «РОСС», а в Обществе трезвости работали Совет лидеров, Городской штаб актива и Совет молодёжного движения «Трезвый Саратов», готовые помочь активистам центров «РОСС» как советами, так и делами.

Первым делом центров «РОСС» стало оформление школьных стен здоровья. Ребята постарались сделать их интересными и оригинальными, но, тем не менее, максимально информативными и актуальными. При оформлении были использованы и наглядные материалы, полученные в Обществе трезвости. Затем ребята стали проводить собственные мероприятия по ЗОЖ, начиная с младших классов и постепенно расширяя сферу воздействия до общешкольного уровня. Во время проекта было проведено 2 городских фестиваля здоровья, на которых центры «РОСС» показывали свои выступления. Тем, кто присутствовал на обоих фестивалях, было очень заметно, насколько возрос уровень детских работ за время реализации проекта. Улучшился подбор материала, его доработка, подача, умение держаться на сцене и общаться с залом.

Наиболее активные участники проекта побывали на весенних сборах, где обменялись опытом и совместными усилиями поставили юмористический спектакль «Арт-курьёз про центры РОСС». Летом все желающие смогли пожить в палаточном лагере на берегу Волги, поучаствовать в многодневной ролевой игре «Властелин колец», специальной смене «Внуки великой Победы» и, конечно же, попробовать свои силы в скаутских играх и испытаниях, поплавать на байдарках и спортивных катамаранах.

Проект оказался удачным. Он наглядно доказал эффективность применяемых нами методик, их интерес для подростков, способность школьников к самостоятельной плодотворной работе на благо общества. Дополнительным подтверждением этого факта явилась и наша победа на всероссийском конкурсе проведённых проектов «Здоровая Россия», где оценивалось не только написание проекта, но и его реализация.

Сейчас реализация президентского проекта закончена, но работа с центрами «РОСС» будет продолжаться и улучшаться. И не только с теми, которые были созданы в ходе проекта, но и с новыми. Хотите попробовать?

 

Что нам стоит «РОСС» построить?

 

Начнём с цели. Что мы хотим получить в итоге? Вряд ли стоит пытаться свернуть горы и бороться за то, чтобы абсолютно все наши школьники отказались от курения и употребления алкоголя. Для выполнения этой цели нам может не хватить жизни, и мы всегда будем испытывать разочарование, видя, как далеки мы от неё. Тогда что же?

Как вы считаете, будет ли оправданной затрата сил и средств, если за год количество школьников, принципиально выбравших здоровый образ жизни, вырастет в полтора-два раза? А на следующий год – ещё в два раза и так далее. И это притом, что в целом по России наблюдается как раз обратная тенденция. Попытаемся в нашей конкретной школе не только остановить падение, но и начать уверенно подниматься. По-моему, цель достойная. Вот к этому и будем стремиться.

Перенесёмся на год в будущее и представим себе картинку: у нас всё получилось, мы достигли цели и находимся на финальном мероприятии проекта. Что это будет – простой пересчёт тех, кто начинал и тех, кто присоединился к ним? Или интересное дело, самостоятельно подготовленное и организованное нашими активистами и получившее положительные отзывы детей и взрослых? Второе мне нравится гораздо больше – возьмём эту картинку как ситуацию-образец.

Определим ступеньки, на которые необходимо подняться, чтобы эта картинка-образец стала реальностью. Сделать это несложно, если в качестве основных критериев взять самостоятельность и положительные отзывы. Начальная ситуация – оба критерия на нуле: дети лишь исполняют наши задумки. Ступенька первая – поднимаем на полшага критерий самостоятельности: дети придумывают и организовывают мероприятие с нашей помощью. Отзывы зрителей здесь не столь важны – главное, чтобы сами участники были довольны своей работой. На следующей ступеньке поднимаем второй критерий: дети опять же работают с нашей помощью, но качество конечного продукта становится выше, и мы получаем положительные отзывы зрителей. Третья ступенька – полностью самостоятельное дело без учёта отзывов. И, наконец, четвёртая – ситуация-образец.

Понятно, что переход на новую ступеньку совершается не за одно мероприятие. Какие-то ступеньки потребуют многократного штурма, давая участникам необходимый для покорения этой высоты опыт.

Главное, не сдаваться и анализировать ошибки, чтобы не повторять их вновь и вновь.

Эти ступеньки помогут нам в течение года определять своё местоположение относительно цели, видеть ближайшие перспективы и концентрировать усилия в самом важном направлении. Я привёл лишь примерную схему – каждый куратор может придумать свою, лишь бы она чётко выстраивала путь к цели и могла служить путевыми ориентирами.

А как же те, кто должен пополнить ряды наших активистов? Это же наша цель – неужели мы о ней забыли? Конечно же, нет. Но одними мероприятиями, пусть даже самыми интересными, их не привлечёшь – здесь важен стиль жизни активистов, их авторитет в школе, привлекательность повседневных сборов и дел. И сейчас мы с вами подумаем, как это лучше сделать.

Ещё до набора детей в центр РОСС надо подготовить почву для сборов: обговорить с руководством степень возможной самостоятельности детей (могут ли они проводить свои дела для всей школы или только в определённых классах, с кем обязаны согласовывать свои идеи, имеют ли право критиковать замеченные в школе недостатки и т.д.), утвердить Положение о центрах РОСС, найти постоянное помещение для сборов центра, договориться с классными руководителями тех классов, в которых планируется провести первые дела центра…

Затем приступаем к набору. Очень важно – он должен проходить исключительно на добровольной основе. Это один из трёх важнейших принципов проекта. Любые попытки назначения, взывания к совести и гражданскому долгу, явного и скрытого шантажа даже закончившись успешно, закладывают под весь проект мину замедленного действия, которая раньше или позже взорвёт всё, что будет построено к тому времени. В качестве первого шага можно пригласить в школу активистов «Трезвого Саратова», которые убедительно и интересно расскажут, почему они решили выбрать здоровый образ жизни, что убедило их прекратить употребление ПАВ, покажут фильм, герои которого – такие же подростки, как и те, кто собрался на эту встречу, подробно ответят на все вопросы.

Следующий шаг – рассказ о тех преимуществах, которые получат активисты центров РОСС кроме пользы для своего здоровья. Наиболее активные из них смогут поехать в летний скаутский лагерь. Кроме того, между центрами РОСС будет проходить соревнование, по итогам которого активисты центров-победителей будут награждены памятными призами. Плюс ко всему этому – возможность участия в мероприятиях, предложенных СРОО трезвости и здоровья, а также походах, играх и приключениях, организованных городским штабом РОСС. Для старшеклассников стимулом может послужить и возможность самовыражения, работы на взрослом уровне, реализации своих интересов и притязаний, участия в деле, имеющем общегосударственное значение.

Первый сбор актива надо продумать и подготовить заранее. Он должен быть интересным, ярким и необычным. Можно провести игры на знакомство и командное взаимодействие, попросить каждого коротко рассказать о себе и о том, почему он решил вести здоровый образ жизни (лучше это сделать при выключенном свете, передавая из рук в руки горящую свечу). Затем взрослый проводит «мозговой штурм», на котором ребята придумывают различные интересные дела по пропаганде здорового образа жизни. Все предложения, вне зависимости от их ценности в глазах взрослого, записываются. Из этого списка ребята выбирают одно дело, которое хотелось бы провести первым. Взрослый задаёт вопросы, акцентируя внимание на ключевых моментах организации и проведения дела. Ребята распределяют обязанности по подготовке дела и намечают первые шаги. После небольшой игровой паузы проходит обсуждение сбора: что понравилось, что не понравилось, как сделать лучше. Закончить сбор лучше всего общей песней.

На этом сборе надо хорошо присмотреться к пришедшим и условно разделить их на 3 категории: «убежденные» (твердо решившие вести здоровый образ жизни), «потенциальные» (пока сомневаются, пришли посмотреть, что и как) и «конформисты» (своего мнения пока нет, пришли только потому, что здесь их друг или лидер компании). Из первых формируем актив, распределяя между ними все важнейшие направления деятельности, вторых делаем их помощниками, а третьих используем пока в качестве исполнителей, делая подстраховку (могут не прийти в самый ответственный момент). В процессе работы центра в этих группах будут происходить изменения, которые надо отслеживать и учитывать в организации работы.

Сразу после первого сбора куратор, втайне от ребят, подготавливает успешность всех тех первых шагов, которые собирались сделать дети: договаривается с классными руководителями, ищет необходимую информацию, продумывает, какой реквизит понадобится для дела и где его можно взять, находит в запланированном деле «изюминку», которая сможет подогреть интерес детей при потере энтузиазма. В случае, если кто-то из детей не сможет справиться со своей зоной ответственности, будет достаточно лёгкой подсказки, чтобы помочь ему продолжить дело.

Второй сбор желательно сделать вне школы – это может быть выход в лес, выезд на «патрульный тренинг» (его могут помочь провести активисты городского штаба РОСС), посещение СРОО трезвости и здоровья или просто скаутские игры на школьном дворе. Главное, чтобы всем участникам сбора было интересно и весело. Это закрепит интерес участников и поднимет рейтинг центра в глазах остальных школьников. На этом же сборе куратор интересуется ходом подготовки дела и даёт необходимые подсказки.

Когда дело практически готово, проводится сбор «А если?». На нём подробно проговаривается вся последовательность проведения дела, включая его техническую сторону, а затем куратор задаёт организаторам дела вопросы, связанные с возможным незапланированным развитием событий: «А если зрители будут шуметь?», «А если вдруг кто-то из вас заболеет и не сможет прийти?», «А если кто-нибудь забудет текст?»… Ребята моделируют эти ситуации и придумывают оптимальные действия в них. Пока для них это скорее игра на находчивость, но в случае, если какая-то из этих или подобных ситуаций действительно произойдёт, они уже будут знать, как поступить.

Первое дело обязательно должно быть удачным! Или, по крайней мере, восприниматься организаторами и участниками именно так. Постарайтесь оградить детей от всякой критики и советов со стороны, как можно было бы сделать лучше. Всё это будет полезным, но позже, когда у детей накопится положительный опыт проведения хотя бы 2-3 своих дел. А пока, вне зависимости от реальных результатов, ваша реакция только одна: «Молодцы! Несмотря на все трудности, вы очень хорошо справились с организацией этого дела!». Сразу после проведённого дела не следует делать никаких обсуждений. Можно лишь устроить небольшой праздник с чаепитием в честь взятия первой высоты. О том, что можно улучшить в следующий раз, лучше поговорить на очередном сборе. В этот день пусть дети разойдутся по домам с ощущением победы.

На следующем сборе вспомните наиболее удачные моменты дела, попросите участников поделиться своими впечатлениями, ещё раз похвалите всех и спросите, что можно улучшить при подготовке и проведении следующего дела. Все предложения записываются на отдельных листочках и либо крепятся на стену, либо складываются в отдельную папку, чтобы перед следующим делом можно было бы их посмотреть и проверить, всё ли учтено, не наступим ли мы «на те же грабли». Особо отметьте, что не надо ждать немедленной реакции. Если после дела ни один человек не решил присоединиться к числу здоровых людей – это ещё не показатель неуспешности дела. Возможно, кто-то задумался над проблемой, засомневался в своём образе жизни, и эти зёрна сомнений позже дадут всходы. На этом же сборе делается заметка о проведённом деле, которую с приложением 2-3 фотографий можно поместить на «стене здоровья» и направить в Общество трезвости для размещения в газете и на сайте. В заметке желательно дать не только описание хода дела, но и впечатления участников. Если есть внешние положительные отзывы – обязательно приложите и их.

Важной частью этого сбора является и выбор нового дела. Никаких пауз для «отдыха» быть не должно. Закончено одно дело – сразу же начинайте готовить следующее. Спросите ребят, в чём им не удалось быть самостоятельными. А что из того, что пришлось делать (открыто) вам, они смогут в следующий раз сделать сами? Кого можно попросить о помощи? Ведь самостоятельность – это не запрет на привлечение других. Главное, чтобы ребята не ждали, пока взрослый им что-то предложит, а сами обращались за конкретной помощью.

Кроме цепочки дел для других, в центре должны быть и внутренние интересные дела. Именно они, в первую очередь, помогут привлечь к деятельности центра новых школьников. Это может быть и участие вашей команды в спартакиаде РОСС, празднование дня рождения вашего центра (для начала можно хоть каждый месяц, заодно совместив и с празднованием дней рождения членов центра), дня Первого дела (в этот день можно поговорить о том, насколько центр продвинулся в своей работе), проведение игр (в том числе и на местности), встреч с известными людьми. А если бы удалось организовать для членов центра совместное посещение бассейна или тренажерного зала – было бы просто замечательно! Интересная внутренняя жизнь центра послужит созданию особого стиля жизни, который, наряду с пониманием цели и цепочкой конкретных дел, является одним из компонентов успешной деятельности.

 

А что же дальше?

 

В этом году Общество трезвости продолжает Гагаринский проект скаутов, в ходе которого участники весенних сборов из Саратова, Петровска, Балаково и Москвы по старым фотографиям и воспоминаниям очевидцев попытаются отыскать настоящие места приземления Ю. А. Гагарина и его спускаемого аппарата. Уже сейчас в школах, сотрудничающих с Обществом трезвости и здоровья, идёт конкурс на лучший макет памятного знака, который мы установим летом на месте приземления спускаемого аппарата. Приглашаем всех, желающих вести здоровый образ жизни, в наш летний лагерь. Кроме работ по сооружению памятного знака вас ждёт интересная игровая программа, включающая испытание храбрости, разведческие игры в лесу, упражнения в маскировке, преодоление полосы препятствий, катание на байдарках, спортивных катамаранах и рафте, стрельбу из пневматической винтовки, спортивные игры и творческие конкурсы.

Мы постоянно анализируем и совершенствуем свою работу, стремясь сделать её ещё более эффективной. Вместе с Саратовским институтом повышения квалификации и переподготов­ки работников образования мы выступили инициаторами проведения Конгресса Поволжского региона, на котором будут обсуждаться проблемы пропаганды здорового образа жизни и положительный опыт их преодоления.

Подробнее о наших планах можно узнать на сайтах Ассоциации скаутов Саратовской области (https://sarscout.ru), Общества трезвости (http://otsar.ru) и молодёжного движения «Трезвый Саратов» (http://trezvyi64.ru). Там же можно скачать различные материалы по пропаганде трезвости и здоровья, которые будут полезны в вашей работе с детьми и родителями. Также в любой рабочий день можно прийти в Общество трезвости, находящееся по адресу: Саратов, ул. Григорьева (быв. Революционная), д. 45 или позвонить по телефонам: 23-68-10 и 23-15-72.

Желаем вам всем успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей!

Андрей Аверьянов,

методист СРОО трезвости и здоровья