Инструкция.
На бланке перечислены ситуации, с которыми вы встречаетесь часто в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх.
Прочитайте внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1, 2, 3, 4, 0.
0 – если ситуация совершенно не кажется вам неприятной
1 – если немного волнует, беспокоит вас
2 – если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее
3 – если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх
4 - если она для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх
Текст методики
1 |
Отвечать у доски |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Пойти в дом к незнакомым людям |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Участвовать в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Разговаривать с директором школы |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Думать о своем будущем |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Учитель смотрит журнал, кого бы спросить |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Тебя критикуют, в чем-то упрекают |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Пишешь контрольную работу |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
После контрольной учитель называет отметки |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
На тебя не обращают внимания |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
У тебя что-то не получается |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Ждешь родителей с родительского собрания |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Тебе грозит неудача, провал |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Слышишь за своей спиной смех |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Сдаешь экзамены в школе |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
На тебя сердятся (не понять почему) |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Выступать перед большим количеством людей |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Предстоит важное, решающее дело |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Не понимаешь объяснений учителя |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
21 |
С тобой не согласны, противоречат тебе |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
Сравниваешь себя с другими |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
23 |
Проверяют твои способности |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
На тебя смотрят как на маленького |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
26 |
Замолчали, когда ты подошел |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
27 |
Оценивается твоя работа |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
Думаешь о своих делах |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
Тебе надо принять для себя решение |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
Не можешь справиться с домашним заданием |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Методика включает ситуации трех типов:
1 – ситуации, связанные со школой, общением с учителем
2 – ситуации, актуализирующие представление о себе
3 – ситуации общения.
Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.
Вид тревожности |
№№ вопросов |
Школьная |
1 4 6 9 10 13 16 20 25 30 |
Самооценочная |
3 5 12 14 19 22 23 27 28 29 |
Межличностная |
2 7 8 11 15 17 18 21 24 26 |
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.
Уровень тревожности |
Группа учащихся |
Уровень различных видов тревожности (в баллах) |
||||
возраст |
пол |
общая |
школьная |
Самооце ночная |
Межлич ностная |
|
Нормальный |
11-12 |
м |
30-62 |
7-19 |
11-21 |
7-20 |
|
ж |
17-54 |
4-17 |
4-18 |
5-17 |
|
13-14 |
м |
17-54 |
2-14 |
6-19 |
4-19 |
|
|
ж |
10-48 |
1-13 |
1-17 |
3-17 |
|
15-16 |
м |
35-62 |
5-17 |
12-23 |
5-20 |
|
|
ж |
23-47 |
5-14 |
8-17 |
5-14 |
|
Высокий |
11-12 |
м |
79-94 |
26-31 |
27-31 |
28-33 |
|
ж |
74-91 |
24-30 |
26-32 |
25-30 |
|
13-14 |
м |
73-90 |
21-26 |
27-32 |
27-33 |
|
|
ж |
68-86 |
20-25 |
27-34 |
26-32 |
|
15-16 |
м |
77-90 |
24-30 |
30-34 |
29-36 |
|
|
ж |
61-72 |
20-24 |
23-27 |
20-23 |
|
Чрезмерное спокойствие |
11-12 |
м |
менее 30 |
Менее 7 |
Менее 11 |
Менее 7 |
|
ж |
менее 17 |
Менее 4 |
Менее 4 |
Менее 5 |
|
13-14 |
м |
Менее 10 |
Менее 2 |
Менее 6 |
Менее 4 |
|
|
ж |
Менее 39 |
- |
- |
Менее 3 |
|
15-16 |
м |
Менее 23 |
Менее 5 |
Менее 12 |
Менее 5 |