Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

26 марта в Центре социальной помощи семье и детям г. Саратова прошла очередная встреча клуба "Перекресток".

Клуб работает в рамках Договора между Центром и СРОО трезвости и здоровья по реализации проекта Саратовского общества трезвости и здоровья "От "Здравого толка" - к здравой жизни", финансируемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва).  В этом проекте энтузиазм и креативность общественников дополняется профессионализмом сотрудников Центра социальной помощи семье и детям, что значительно увеличивает эффективность социально-реабилитационной работы с подростками.

На встрече присутствовали воспитанники социально-реабилитационного центра "Возвращение" и подростки, состоящие на социальном обслуживании в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних Центра. Занятия проводили руководитель клуба "Перекресток" социальный педагог Андрей Николаевич Аверьянов и педагог-психолог отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних Наталья Александровна Михайличенко.

Встречи клуба "Перекресток" проводятся еженедельно, но эта встреча всё же отличалась от предыдущих. Она началась с того, что подростки Центра показали весёлый экологический спектакль "Как муха страну спасла", посвященный прошедшему Дню Земли. Несмотря на некоторое волнение, юные актеры играли задорно и вдохновенно, заражая зрителей юмором и оптимизмом. Наградой им стали бурные аплодисменты зрителей. Сразу после спектакля Наталья Александровна провела фасилитацию - обсудила с подростками поднятые в спектакле проблемы, показав их важность для всей страны и для самих участников встречи. Подростки активно включились в обсуждение и стали предлагать свои идеи по улучшению экологии, конечно же наивные и нереализуемые, но такие искренние! Поднятая проблематика затронула их, и возможно, когда ребята подрастут, кто-то из них сможет предложить уже более конструктивные идеи и действительно помочь природе выжить в мире людей.

Закончив обсуждение, Наталья Александровна начала тренинг эффективной коммуникации и взаимодействия в команде "Как научиться конструктивно общаться". После нескольких упражнений на знакомство, послужившим "разогревом" для тренинга, подростки попробовали молча построиться по датам рождения, цвету глаз, номеру школы. Получилось у них не сразу, но отрадно то, что возникающие проблемы они пытались решать самостоятельно и в рамках установленных на тренинге правил. В итоге справились все, заодно поняв, что учиться взаимодействию им действительно нужно. В следующем упражнении участники разделились на микрогруппы для показа живых скульптур. Им предлагалось придумать и показать скульптуры по знакам зодиака и скульптуры общительного человека. Упражнение выявило, что, если в микрогруппе было 2 человека, то им удавалось договориться друг с другом и выполнить задание без особого труда. Втроём справиться с этим заданием оказалось значительно сложнее. При обсуждении подростки сами заметили это и сделали вывод о необходимости лучше согласовывать свои действия и, возможно, жертвовать своей идеей ради воплощения чужого, но более оптимального варианта.

Для этого необходимо доверие, и следующее упражнение как раз и было направлено на формирование доверительной атмосферы. Участники образовали круг. Один из них с завязанными глазами встал в центр этого круга. Все остальные в полной тишине поочередно стали пожимать ему руку, а он должен был догадаться, кто перед ним и определить, чьё пожатие было самым приятным. Задание было сложным, и никто из участников не смог назвать всех, пожавших ему руку. 

Затем подростки разделились на группы, взялись и с закрытыми глазами запутались в живой ком. Поставленная задача: распутаться, не разрывая рук. Здесь снова возникли многочисленные варианты и дискуссии. Каждый предлагал свой вариант, считая его единственно правильным. Затем, не придя к единому мнению и вспомнив упражнение ""Живые скульптуры", подростки стали конструктивно анализировать и пробовать предлагаемые варианты, независимо от их авторства. В результате они достигли цели, ещё раз подтвердив для себя необходимость компромиссов. Упражнение "Стеклянная дверь", в котором им предлагалось с помощью жестов договориться о месте и времени встречи, они выполнили гораздо увереннее. Кстати, неожиданно для ведущей оказалось, что некоторые участники тренинга хорошо владеют языком глухонемых и смогли легко и подробно передать требуемую информацию, хотя глухонемых родственников у них нет. Возможно, язык жестов подростки используют в качестве своеобразной  игры, чтобы обмениваться "секретной" информацией в присутствии взрослых.

В следующем упражнении подростков попросили написать три высказывания о себе, одно из которых должно быть ложным. То ли сыграла роль привычка подростков не раскрывать о себе всю правду взрослым, то ли они решили показать себя с лучшей стороны, но самыми частыми "истинными" утверждениями были: "Я хорошо учусь" и "Я хорошо веду себя". Присутствовавшие на тренинге педагоги, сопровождающие детей, только иронично улыбались, слушая своих воспитанников.

Ярким финалом тренинга стало упражнение "Карандаши", в котором подростки пытались удержать между собой карандаши и фломастеры, зажатые подушечками пальцев. В этом положении им надо было выполнить различные совместные движения. Упражнение требовало одновременной координации действий абсолютно всех участников, и выполнить его удалось не с первого раза. Но всё же удалось. Это продемонстрировало подросткам тот прогресс взаимодействия, который они получили в ходе тренинга.

Вот такими сплоченными и довольными подростки отправились на тренировку по лазертагу. Воевали азартно и весело, не особо расстраиваясь при неудачах. По сравнению с прошлыми тренировками, они уже не просто бегали и стреляли, но и договаривались о совместных действиях, придумывали новые тактические ходы. Отрадно было видеть такое наглядное воплощение навыков, только что полученных на тренинге. 

Всего через день, 28 марта, этим подросткам предстоит отправиться в Татищевский район на региональный слёт по программе патриотического воспитания "Во славу Отечества", проводимой Обществом трезвости и здоровья. Среди конкурсов и соревнований их ждет и игра в лазертаг. Уверены, что сегодняшняя встреча клуба "Перекресток" поможет им занять на слёте призовое место.