Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

«Нет ничего более страшного для человека, чем

другой человек, которому нет до него никакого дела»

Осип Мандельштам.

В Российской Федерации сложился механизм формирования и реализации государственной социальной политики в области защиты и интересов детей, обеспечения полноценного развития и реабилитации ребенка, имеющего отклонения поведенческого характера. Ведется профессиональная подготовка специалистов, работающих с детьми. Однако, по мнению многих специалистов, недостаточно внимания уделяется именно предупреждению ресоциализации детей на основе изучения его причин и психолого-педагогических характеристик социума.

До сих пор, несмотря на значительную стабилизацию социально-экономической ситуации в стране, сохраняются такие социальные явления, как бедность, безработица, недостаточная культура в области планирования семьи и воспитания детей, наблюдается рост семей с низким социальным статусом, большинство из них составляют категорию детей с асоциальным поведением. На главенствующее место в данном случае выходят вопросы социализации личности детей и подростков, их самореализация, сохранение и развитие индивидуальности, социальной адаптированности. В ряду актуализировавшихся в последнее время вопросов занимает место такой важный аспект, как повышение эффективности ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В силу ряда объективных и субъективных причин наименее социально защищенными и наиболее склонными к ресоциализации являются подростки. В основе их ресоциализации лежат нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, десоциализация. Совокупность объективных и субъективных факторов, которые детерминируют неприспособленность человека к конкретным условиям социально полезной деятельности (его дезадаптацию) являются источником асоциального, антиобщественного поведения. Дезадаптация влечет отчуждение человека от социально-позитивных связей и отношений, и как следствие, вызывает его десоциализацию.

Ресоциализация – это возобновленная или вторичная социализация. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

Ресоциализация несовершеннолетних ещё более сложный процесс повторного вживания подростка в систему представлений об общечеловеческих нравственных и иных ценностях, существующих в обществе. Началом такого процесса становится оказание помощи в становлении и реабилитации подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, через адаптацию в обществе и семье, повышение социального и личностного статуса.

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этот возрастной период проходит интенсивное психическое и личностное развитие, физическое созревание организма подростка. Перемены, происходящие с подростком осознаются и переживаются, у него формируется новое представление о себе, укрепляется самооценка. Существенное влияние на развитие в этот период оказывает полноценное общение подростка со сверстниками, отошения с взрослыми, основывающиеся на принятии его, что является важной предпосылкой его психического здоровья в настоящем и будущем.

Подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, попадают в «группу риска».

Среди специалистов сегодня существуют значительные расхождения в определении того, что обозначается термином «группа риска», в зависимости от критериев отнесения к этой группе.

В данной работе мы будем говорить о подростках «группы риска» с девиантным поведением. Девиантное поведение – специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. При этом девиантные действия выступают в разном качестве: как средство достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключении деятельности; как самоцель, которая удовлетворяет потребность в самореализации и самоутверждении.

Сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень окружающих влияют на многих, но далеко не все подростки, поставленные в эти условия, становятся девиантными личностями. Девиантное поведение подростков формируется в совокупности внутренних и внешних факторов, среди которых немаловажным является предрасположенность личности к внутреннему восприятию своего отклоняющегося поведения, что в первую очередь зависит от психологических особенностей подростка.

Каковы же социально-психологические особенности подростков «группы риска»?

Им характерны следующие особенности: повышенная тревожность и агрессивность, дефектность ценностной системы, особенно в области смысла жизни и целей, неадекватная самооценка, импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, конфликтность, что в значительной степени затрудняет их общение с окружающими и создает сложности при их воспитании. Трудности во взаимоотношениях со взрослыми связаны в основном с их поведение, характеризующимся негативизмом, упрямством, безразличием к оценке успехов. Акцентуации характера, наиболее часто проявляющиеся у подростков «группы риска», - гипертимная, застревающая, эмотивная, демонстративная, возбудимая.

Примерно у 70% подростков «группы риска» опыт переживания одиночества. Выход из этого состояния они видят в поиске друга, достижении компромисса в конфликтных ситуациях (зачастую они не знают, как этого достичь), изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны.

При работе с подростками «группы риска» необходимо учитывать свойственное им состояние беспомощности. В данном случае «беспомощность» рассматривается как состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков «группы риска» это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями.

Каждое из отклонений, рождая определенные затруднения и состояния личности, становится источником внешних и внутренних рисков, которые мешают решению возрастных задач, расширению индивидуального социального опыта, формированию у личности социальной компетентности. Поэтому и работа с данной категорией детей и подростков должна быть направлена как на профилактику отклонений, так и на их реабилитацию, ресоциализацию, в которых заметную роль играет повышение их социальной компетентности.

При решении вопроса ресоциализации необходимо опираться на следующие направления: формирование желания самосовершенствоваться; формирование умения справляться с трудными жизненными ситуациями; развитие нравственности, правосознания, морально-волевых качеств; усиление роли ценности продуктивной жизни, семейного счастья и любви всистеме ценностных ориентаций.

Началу работы с подростками в рамках психологического сопровождения должен предшествовать сбор информации о личности несовершеннолетнего. Кроме того, необходима беседа с самим подростком в плане выяснения общей мотивации, интересов, социальных установок, понимания собственных проблем. Участие подростка в решении собственной судьбы значительно усиливает его внутреннюю включенность в коррекционный процесс и ответственность за результаты реабилитации. Все это должно быть направлено не на констатацию различных фактов, а на выявление внешних и внутренних проблем и ресурсов несовершеннолетнего:

Таблица 1. Содержание внешних и внутренних ресурсов несовершеннолетних

внешние проблемы проблемы семьи, ее экономического и социального положения, асоциальный характер подростковых группировок и которые могли привести кправонарушению
ресурсы социально позитивно ориентированные общности и отдельные люди, которые могут оказать поддержку
внутренние  проблемы дефицит интеллектуального и личностного развития, психические расстройства, внутренние конфликты, асоциальные установки
ресурсы интеллектуальные возможности, навыки, умения, интересы, социальные мотивы, отношения и привязанности, которые могут быть использованы для позитивного личностного роста несовершеннолетнего

 

Выбор диагностического инструментария при работе с подростками «группы риска» был обусловлен задачами, которые необходимо решать в процессе ресоциализации и возможностью работы с ним не только специалистам психологам. Для изучения социально-психологических особенностей подростков были выбраны следующие методики.

1. Тест-опросник Г.Шминека, К.Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности. Методика позволяет диагностировать акцентуации характера и темперамента. Акцентуированные личности не являются патологическими, другими словами они нормальные. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный). Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

2. Опросник Басса-Дарки для диагностики состояния агрессии. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

3. Опросник Бека, для диагностики выраженности депрессии. Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory) предложена А.Т. Беком в 1961 г. и разработана на основе клинических наблюдений, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии. После соотнесения этого списка параметров с клиническими описаниями депрессии, содержащимися в соотвествующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов и жалоб. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям/симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии.

4. Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М.Прихожан.) Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Уровень притязаний показывает оптимальное представление подростка о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Заниженный уровень притязаний – индикатор неблагоприятного развития личности. Завышенная самооценка указывает на определенные отклонения в формировании личности. Она может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности - "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Заниженная самооценка свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

На основе изученных социально-психологических особенностей подростков «группы риска» можно разрабатывать мероприятия, направленные на их ресоциализацию посредством формирования у них позитивного образа «Я», адекватного уровня самооценки и позитивных изменений в межличностной сфере.

Как показывает практика, дают наилучшие результаты коррекционных мероприятий те, которые базируются на вариативности, обеспечивающей ребенку право выбора, организации дополнительного неформального общения между детьми и взрослыми, как средства передачи социокультурного опыта от одного поколения к другому; проживания со сверстниками событий, которые помогают развивать у подростка умения жить и сотрудничать в малой группе, с другими людьми: психологические тренинги, привлечение к участию в различных проектах, акциях, палаточные лагеря, тематические квесты, встречи с интересными, успешными людьми и т.п.

И.И. Музалевская, педагог-психолог

Литература.

  1. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей//Социальная педагогика. — 2003. — № 1.
  2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. - Союз, 2002
  3. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения/ Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
  4. Казанская В. Подросток. Социальная адаптация. - СПб.: Питер, 2011.
  5. Клейберг Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: уч.пособ. − М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.
  6. Леус Э. В. Программа психологического сопровождения ресоциализации несовершеннолетних осужденных перед освобождением// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
  7. Морозов В. Реабилитационная педагогика// Социальная педагогика. — 2008. -№ 1.
  8. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – Спб.: Речь,2007.
  9. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2008