Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

16 апреля 2015 года в Центре социальной помощи семье и детям г. Саратова собрались педагоги, чтобы обсудить, как лучше исполнить проект «От здравого толка к здравой жизни» по ресоциализации подростков, участников проекта.

И если во вступительном слове Наталия Александровна Королькова, председатель Саратовского общества трезвости и здоровья, призналась, что педагоги возглавляемой ею организации с опаской приступали к проекту из-за неизведанности предстоящей работы, то по окончании семинара выразила уверенность, что поставленные цели будут непременно достигнуты, так как участники семинара не только высказали готовность помочь, но и поделились методиками и своим опытом работы с «трудными» детьми.

Помогать педагогам, задействованным в проекте «От здравого толка к здравой жизни», обещали и представители городской администрации. Заместитель председателя комитета по образованию Ирина Александровна Чинаева заметила, что семинар изменил её отношение к проблеме ресоциализации, она поняла, «как можно организовывать неорганизованных: это направление поднимем у себя в городе».

О.В. Крючкова-Пилягина:
«У наших подопечных негативный социальный опыт сформировал нелёгкие характеры, многие из них не любят учиться, ничем не увлекаются, разве что смотрят телевизор, играют в компьютерные игры и слоняются бесцельно по городу. Но работать с ними надо, и мы надеемся, что сотрудничество с обществом трезвости будет плодотворным».

Заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Лариса Николаевна Максина подчеркнула: участвовать в проекте будет самая сложная категория подростков, но и – самая благодарная. «Я всегда переживаю за каждого ребёнка, – сказала Лариса Николаевна. – Одного из десяти спасли – уже хорошо. Не сел в тюрьму, родители перестали пить – мы считаем, что достигли цели. Наша комиссия будет участвовать в проекте с открытой душой. Я, признаться, к общественным организациям относилась с опаской: отыграли грант – и разошлись, но общество трезвости ведёт постоянную работу с детьми, и мы будем помогать осуществлению проекта».

Директор Центра социальной помощи семье и детям Ольга Григорьевна Седина предложила использовать их спортивный зал, пригласила участников проекта на чаепитие и заверила, что их психологи готовы провести диагностику ребят, подсказать, к кому какой ключик подбирать.

Е.М. Кольдюшевская:
«Я на своей практике убедилась в том, что для таких детей очень важно понять, что есть какая-то другая сторона жизни, и они очень часто искренне удивляются, что я считаю, что добрых людей в мире больше».

А то, что работники Центра умеют это делать, собравшиеся на семинар убедились, прослушав выступления двух педагогов этого учреждения. Педагог-психолог Екатерина Михайловна Кольдюшевская поделилась своим опытом работы с детьми с девиантным (отклоняющимся от нормы) поведением. Вначале такие дети настороженно относятся к психологам: «Что я, больной что ли?», но когда им объяснят, что психолог работает как раз со здоровыми людьми, к тому же дети почувствуют, что их здесь любят – сердечки их оттаивают. Правда, чтобы растопить лёд недоверия, нужен немалый жар души педагогов («рабочий день окончен, но им нельзя сказать «До завтра!», если у них есть желание пообщаться прямо сейчас»). И ещё – правильные методики. Одна из них – дать почувствовать воспитанникам, что они кому-то нужны, что и они могут помогать другим. Летом ребят трудоустраивают, благо, Ботанический сад, привечающий подростков, опекаемых центром, в двух шагах. Одна из программ называется «Всё начинается с любви», это когда дети из центра берут шефство над теми, кто нуждается в помощи: ходят домой к больным, и через труд сами воспитываются. Не высказать удовлетворения, заметила Екатерина Михайловна, когда видишь изменения в их характерах к лучшему. К примеру, неопрятные, мягко говоря, девочки начинают следить за собой, превращаются в чистюль.
Но наиболее сильное педагогическое средство – не просто труд, а труд творческий. Андрей Николаевич Аверьянов, социальный педагог Центра, одновременно занимается с ребятами по скаутской методике много лет как методист по работе с детьми Саратовского общества трезвости и здоровья и видит, как благотворно влияет участие детей в организации своей жизни. В летних палаточных лагерях самые интересные конкурсы, задания, занятия – те, что придумывают сами ребята. «Они-то не станут для себя скучное придумывать», – характеризует этот педагогический приём педагог, и приводит пример: предложили скауты такое испытание – «Кукушка»: весь день через каждые полчаса испытуемый должен взбираться на дерево и куковать столько раз, сколько показывает циферблат. Для него показалось такое занятие неинтересным. А дети с удовольствием «кукуют»! Оказалось, для них важно проверить свою собранность, дисциплинированность. Даже такое трудный для усвоения материал, как юридический ликбез по правам человека ребята оформили в виде занимательной игры «Докажи, что ты не осёл». Для получения справки о том, что «я не осёл», требовалось принести главному бюрократу (его роль играла педагог Вера Викторовна Баженова) кучу иных справок: из магазина, полиции и т.п., для чего надо было ответить на вопросы о правах потребителя, о законопослушности и прочее, естественно, черпая знания из книг и интернета. И тут произошло то, чего не ожидали устроители игры. Пока большинство ребят зубрили параграфы, группа креативной молодёжи, написав на плакате «Партия ослов», стала агитировать «народ» вступать в их партию. Так играющие познакомились не только с правами человека, но и с устройством демократического государства: хочешь отстаивать свои права – действуй, не желаешь – вступай в партию ослов!

М.Г. Лотарева:
«Вот эта форма, когда мы берём ребят из одной социальной группы и погружаем их в совершенно другую, создаём им другие условия для жизни – это для них является колоссальным элементом воспитания».

Марина Геннадьевна Лотарева познакомила педагогов с долговременно идущей программой «Фарватер» регионального центра «Молодёжь плюс», она координатор этой программы и за несколько лет накопила немалый опыт работы с детьми, отличающимися асоциальным поведением. Основные истоки такого поведения – в семье, и педагоги работают не только с детьми, но и с их родителями. Говоря о профилактике употребления подростками психоактивных веществ, педагог заметила, что исправление сознания детей идёт не через назидания, никто им не говорит: делай так и не делай этак, а в ходе занятий приходит осознание, «что такое хорошо и что такое плохо». Как и общество трезвости, летом центр «Молодёжь плюс» вывозит ребят в загородный лагерь, где в труде и в постоянных занятиях (ничегонеделание – главный враг подростков, самой природой созданных для активной деятельности, и если та деятельность не позитивна, то обязательно – негативна) выковываются характеры, исправляются пороки. «Вернулись в город, пошли нам звонки от бабушек и мам с вопросом: «Что вы сделали с моим ребёнком?», – вспоминает Марина Геннадьевна. – Что такое, что случилось? Оказалось, страхи наши были напрасны, родители благодарили нас: «Дима начал мыть посуду», «Света называет меня бабушкой». Итог летней смены – каждого пятого подопечного Центра сняли с учёта, так как он всерьёз заявил о своём исправлении.

Полагаю, опыт работы «Фарватера» (Марина Геннадьевна подробно и обстоятельно познакомила с обширной программой и её воплощением, остановившись не только на достижениях, но и на «подводных камнях» «Фарватера», рассказав, как преодолевались трудности) станет хорошим подспорьем в начавшейся работе с условно-осуждёнными подростками. Так же, как пригодится и опыт заместителя директора реабилитационного центра для несовершеннолетних «Возвращение» Светланы Валерьевны Александровой. В их центре для коррекции поведения подопечных детей используют многие программы, названиях их говорят сами за себя: «Стань родным сироте», «Ковчег», «Доброе начало». Паломничество по святым местам также способствует выпрямлению исковерканного сознания подростков, потерявших ориентиры в нашем сложном мире.

У всех педагогов, и у тех, кто не успел выступить на семинаре, есть за душой бесценный опыт лоцмана, проводника ребячьих душ в мир добра и света. Что самое важное – есть искреннее желание педагогов помогать маленьким гражданам нашей страны становиться личностью, полезной обществу. Смотрел я, с каким энтузиазмом они рассказывали о своих питомцах, как страстно хотели донести до коллег свои наработки, чтобы и те взяли всё лучшее на вооружение, и вспомнил стихи поэта Владимира Яненко «Я столько сил потратил, чтобы выжить, они бы пригодились, чтобы жить». Столько сил тратят учителя для того, чтобы вытащить из ямы педагогической запущенности (по причинам социальным и неблагополучия семьи) своих учеников, а ведь, будь наше общество более совершенным, силы те недюжинные пригодились бы для того, чтобы вести учеников в гору совершенствования (само слово «педагог» переводится с греческого – «ведущий за руку»). О совершенстве государства можно только мечтать, хотя можно, как наши педагоги-энтузиасты, и приближать это светлое будущее своим трудом. И тут, как сказала, подводя итоги семинара, Наталия Александровна Королькова, «здесь статистика не работает, важно помочь каждому». А помощников, как показал семинар, у проекта «От здравого толка к здравой мысли» достаточно, чтобы и статистика успеха тоже сложилась обнадёживающей.

Владимир ВАРДУГИН

Проект реализуется при финансовой поддержке Фонда помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.