Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

воспитания социально-компетентной личности

«ШАГИ К УСПЕХУ»

 

Разработчик: Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

Научное руководство: Саратовский институт повышения квалификации и переподготов­ки работников образования

Участники: Данная программа рассчитана на участие детей подростков из образовательных и социальных учреждений города Саратова, заключивших с СРОО трезвости и здоровья договор о сотрудничестве. Программа открыта для добавления новых организаций, разделяющих принципы СРОО трезвости и здоровья и данной программы.

Ориентировочная длительность: экспериментальный этап – 2 года

Базовая технология: Международная воспитательная система «Скаутинг», обогащенная 25-летним опытом СРОО трезвости и здоровья по пропаганде трезвости и здорового образа жизни

Цель программы: Содействие семье и школе в воспитании успешного гражданина

Задачи программы:

· Создать оптимальную среду для формирования у детей принципиальной трезвеннической позиции

· Способствовать развитию стрессоустойчивости и практических навыков безопасной жизнедеятельности

· Помочь в выявлении и реализации нравственного, интеллектуального и физического потенциала ребенка

· Заложить основу традиционных российских ценностей

· Подготовить к адекватным ответам на вызовы будущего

Принципы программы:

· Базовым принципом программы является соблюдение всеми ее участниками принципов трезвого образа жизни.

· Базовым педагогическим принципом является ориентация на нужды, потребности, интерес школьников, предоставления им возможности для самореализации и социальной компетентности.

· Принцип вариативности в развитии, предполагающий, что к формированию одних и тех же качеств можно прийти разными путями и темпами.

 

Краткое описание программы:

В условиях стремительно меняющегося общества, когда ни семья, ни школа не в состоянии эффективно подготовить сегодняшних школьников к будущей взрослой жизни, им на помощь могут прийти общественные организации, быстрее реагирующие на вызовы времени. СРОО трезвости и здоровья располагает апробированной технологией воспитания личности, устойчивой к соблазнам, умеющей преодолевать трудности, эффективно работающей в команде и обладающей навыками действий в незнакомых ситуациях. Соединив эти качества с традиционным семейным воспитанием и базовым школьным образованием, мы получим человека, способного, сохраняя здоровье, традиционные семейные, нравственные и гражданские ценности, успешно действовать в новых условиях, искать и выбирать нужную информацию, быстро обучаться технологическим и социальным инновациям.

Опираясь на интересы и потребности школьников, предлагаемая программа помогает в их реализации, делая это таким способом, который ненавязчиво формирует необходимые для достижения цели качества личности. Так возрастная потребность подростков в риске и приключениях, часто толкающая их на конфликт с законом, при данном подходе способствует формированию стрессоустойчивости, волевых качеств, умения анализировать ситуацию и продуктивно действовать в экстремальных условиях, без которых подготовка успешного человека была бы невозможна.

Актуальность программы:

Стремительно меняющийся мир предъявляет новые требования к образованию и воспитанию людей, претендующих на социальную компетентность.

Если раньше знания, полученные в школе, были актуальны на протяжении всей жизни, то сейчас компьютерные технологии прошлого десятилетия уже считаются безнадёжно устаревшими. Школа не может постоянно собирать и анализировать всю информацию о новых изобретениях и открытиях, а, следовательно, будет давать лишь фундаментальные, базовые знания, которые для достижения компетентности необходимо дополнять самостоятельной работой по поиску и отбору необходимой информации. Такая работа непривычна для сегодняшних подростков, которые ждут преподнесения уже готовых истин и, зачастую, не обладают терпением для поиска нужных знаний и логическим мышлением, достаточным для того, чтобы отделить достоверную информацию от рекламных и иных подделок.

Воспитание, осуществлявшееся раньше, в основном, в семье с последующим развитием в пионерской организации, стало восприниматься многими родителями как прерогатива школы. По итогам экспертного интервьюирования и исследования обсуждений на различных родительских форумах было выяснено, что большинство родителей не знают, как обращаться с подрастающими детьми. Это связано с некомпетентностью родителей в вопросах воспитания. Но и школа не может стать эффективным воспитателем, так как для неё процесс воспитания вторичен, и своей главной задачей она считает подготовку школьников к успешной сдаче выпускных и вступительных экзаменов. Применяемые воспитательные методы чаще всего носят либо дисциплинарный характер, либо реализуются в виде обязательных мероприятий к памятным датам. В итоге будущее поколение вырастает скорее вопреки взрослым, чем в соответствии с их схемами организации.

В этих условиях воспитательные функции, формирующие мировоззрение подростка, берут на себя неформальные структуры: уличные группировки, телевизионные передачи, компьютерные игры. В отличие от семьи и школы, к воспитанию они относятся серьёзно, целенаправленно и профессионально формируя приоритет силы, пренебрежения к семейным и нравственным ценностям, потакания соблазнам и сиюминутным желаниям, создавая культ алкоголя и наркотиков. Поскольку все эти «воспитатели» едины в своих главных приоритетах, то создаётся единое воспитательное пространство, усиливающее эффективность воздействия. Таким образом, через детей закладывается серьёзная угроза безопасности страны, выражающаяся в маргинализации населения. В настоящее время эта опасность осознаётся многими, но серьёзных мер противодействия до сих пор не найдено.

Единственным эффективным способом защиты, по мнению разработчиков программы, может стать формирование у детей осознанного негативного отношения к подобному воздействию, развитие волевых качеств, способности противостоять соблазнам и манипуляциям, построение собственного мировоззрения, ориентированного на традиционные социально-значимые ценности. При этом дети должны иметь всё необходимое для успешной конкуренции на рынке труда, чтобы помогать развитию страны.

Данная программа ориентирована на интерес и пожелания школьников, учитывает их возрастные потребности, помогает реализовать возможности, стимулирует социальную и гражданскую активность, привлекает к воспитанию педагогов и родителей, что даёт способ отвлечения детей от негативного воздействия и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков. Другие общественные организации, работающие с детьми, не имеют уникальной воспитательной системы, проверенной столетним опытом работы в подавляющем большинстве стран мира. Другие скаутские организации, в свою очередь, не обладают имеющимся у СРОО трезвости и здоровья технологий эффективной пропаганды здорового образа жизни. Таким образом, данное предложение является уникальным.

Ход программы:

В 2009 году, в рамках реализации президентского проекта СРОО трезвости и здоровья «Я выбираю здоровье! А ты?», в 11 школах Саратова были созданы детские штабы по пропаганде здорового образа жизни, названные Центрами «РОСС» (Развитие, Образование, Самоконтроль, Свобода от зависимостей). Центры работали на принципах полного самоуправления школьников под контролем педагога-куратора. Они послужили площадками для развития у школьников активной социальной и гражданской позиции, так как подростки, не опасаясь критики взрослых, сами придумывали, реализовывали и анализировали интересные дела по пропаганде здорового образа жизни. Программой предусмотрено продолжение работы Центров «РОСС» и расширение их деятельности до осуществления социально-значимых дел в школе и микрорайоне, в том числе связанных и с защитой своих законных прав. Это поможет активистам поверить в свои силы, даст опыт взаимодействия и покажет возможность реализации своих интересов законным способом.

Работа будет проводиться по пяти базовым направлениям, рассчитанным на поэтапное освоение содержащих в них знаний, умений и навыков.

Направление

Инструмент

Планируемые результаты

1 год

2 год

Создание безопасной среды для формирования социальной активности детских сообществ

Проектная социально-значимая деятельность

проведение социально-значимых дел не ниже школьного уровня

реализация социальных программ городского или областного уровня

Формирование волевых и организаторских качеств

Испытания

независимость в делах и поступках

умение влиять на мнение группы

Развитие социально-значимых навыков и поиск нестандартных решений

Игры

участие в многодневных ролевых играх с моделированием ситуаций, необходимых для развития определенных навыков

умение организовывать деловые и стратегические игры для решения поставленных задач

Первичная профориентация и повышение конкурентоспособности на рынке труда

Специальности

овладение специальностями, включающими традиционные профессии

овладение специальностями, включающими инновационные технологии

Формирование гражданской позиции

Тренинги, «Гагаринский проект»

обеспечение собственной безопасности, конструктивного общения в социуме

обеспечение полезности для своей страны

Мероприятия программы проводятся в интересной для детей форме, включающей в себя игровую и проектную деятельность. В течение года в программном соревновании группы демонстрируют свои проектные разработки, публикуют отчеты о своих делах и походах, участвуют в межгрупповых и общегородских мероприятиях, их представители участвуют в работе городского детского органа самоуправления в рамках программы – городском штабе актива.

В конце каждого программного года участники выезжают в летний лагерь, в котором в виде соревнований демонстрируют приобретенные умения.

Работа по направлению «Создание безопасной среды для формирования социальной активности детских сообществ» проходит в организованном при школе центре РОСС (Развитие. Образование. Самоконтроль. Свобода от зависимостей), выполняющем роль учебной площадки для самостоятельного развития школьниками под контролем педагога навыков социального проектирования и организации социально-значимых дел. В этой работе школьники имеют право на ошибки без порицания со стороны взрослых. Возможность ошибки рассматривается как ступень для свободной реализации своих планов. На сборах центра эти ошибки рассматриваются школьниками и учитываются в дальнейшей работе. Таким образом достигается прогресс в развитии. В ходе реализации этого направления подростки делают социально-значимые дела для школы, района, города.

Следующее направление «Формирование волевых и организаторских качеств» реализуется через уникальные игры-испытания, позволяющие подросткам проявить свои качества в искусственно созданной экстремальной ситуации при жестком контроле безопасности со стороны педагогов. Это отвечает возрастной потребности подростков к риску и экстремальным приключениям и позволяет перевести ее из асоциального фактора в позитивный. Невозможность проявлять волевые качества в школе приводит к тому, что подросток оказывается беззащитным при попадании в сложную или экстремальную ситуацию, оказывается не готов к жизненным трудностям.

В ходе реализации направления «Развитие социально-значимых навыков и поиск нестандартных решений» через деловые и ролевые игры подростки учатся принимать решения, делать выбор, вставать на место другого человека, действовать в экстремальных ситуациях. Это позволяет подросткам повысить собственную самооценку, стать уверенным в своих силах и возможностях, воспитывает ответственность. Экономические игры позволяют развивать у подростков умение найти возможность для проявления себя на рынке труда и бережливого отношения к материальным ценностям. В конце этапа подросток способен самостоятельно организовать деловую игру, позволяющую найти нестандартное решение в проблемной ситуации.

На направлении «Первичная профориентация и повышение конкурентоспособности на рынке труда» подросток знакомится с первичными навыками наиболее распространенных профессий, а так же имеет возможность проявить свои творческие, физические, интеллектуальные способности. Выполняя нормы трехуровневой системы специальностей, он сам выбирает направление своей самореализации, самостоятельно ищет необходимую для сдачи специальности информацию, демонстрирует свои знания и умения, получая затем соответствующую нашивку на форму. Таким образом, уже в подростковом возрасте, он может опробовать различные профессии и выбрать наиболее подходящую для себя. На второй год реализации этого направления подростки осваивают качества, необходимые для того, чтобы стать успешным на рынке труда.

«Формирование гражданской позиции» - на начальной стадии направления ребенок учится воспринимать себя как часть общества, заботиться о собственной безопасности, соизмерять свои интересы с интересами малой группы, в дальнейшем он учится эффективно работать с социальным окружением и вместе с ним ищет пути. Через изучение географии и истории города, краеведческую работу подросток учится любить свою Родину и ищет пути, чтобы быть полезным ей. Так, например, в этом году нами объявлен второй этап Гагаринского проекта, в ходе которого дети узнают больше о своем национальном герое, побывают на месте его приземления и будут стремиться выработать в себе такие качества, благодаря которым Ю.А. Гагарин смог совершить свой подвиг.

Все вышеперечисленные этапы проходят параллельно, дополняя друг друга и вызывая синергетический эффект, при котором общая эффективность намного выше суммы эффективности составляющих компонентов.

Календарный план реализации программы в 2011 году

 

месяц

Содержание деятельности

Соответствие направлению

январь

Выездные сборы актива по программе «Во славу Отечества»

Формирование гражданской позиции, развитие социально-значимых навыков

Работа школьных центров РОСС по пропаганде здорового образа жизни

Формирование социальной активности, организаторских качеств

февраль

Организация городской крае­ведческой игры «Гагарин в Саратове»

Формирование гражданской позиции, развитие социально-значимых навыков

Подготовка и проведение культурно-спортивного фестиваля «Здоровью - да, наркотикам - нет» совместно с УФСКН

Формирование гражданской позиции, социальной активности

март

Выездной гагаринский сбор скаутов с осуществлением поиска настоящих мест приземления космонавта и спускаемого аппарата

Формирование гражданской позиции, развитие социально-значимых навыков и поиск нестандартных решений, профориентация

Проведение городского конкурса среди школьников на макет памятного знака на месте приземления спускаемого аппарата

Развитие социально-значимых навыков и поиск нестандартных решений

апрель

Проведение игровой программы к Дню космонавтики

Создание безопасной среды для формирования социальной активности детских сообществ

Подведение итогов городского конкурса на макет памятного знака

Формирование социальной активности детских сообществ

май

Выездной семинар по обучению команды обслуживания летнего лагеря

Первичная профориентация и повышение конкурентоспособности

Подведение итогов работы центров РОСС в 2010/2011 учебном году

Формирование социальной активности детских сообществ

июнь

Проведение отрядных и межотрядных скаутских походов и сборов

Формирование волевых и организаторских качеств

июль

Областной лагерь «Дорога в небо» с сооружением памятного знака

Все программные направления

август

Поездки активистов в лагеря других организаций и городов для обмена опытом

Развитие социально-значимых навыков, организаторских качеств

Проведение похода повышенной сложности для активистов центров РОСС

Формирование волевых и организаторских качеств, профориентация

сентябрь

Продолжение работы центров РОСС

Создание безопасной среды для формирования социальной активности детских сообществ

Проведение выездного семинара для педагогов по организации проектной деятельности среди актива центров РОСС

октябрь

Проведение конкурса проектов среди центров РОСС

Формирование социальной активности детских сообществ

Мастер-классы по знакомству детей с основами различных профессий

Первичная профориентация и повышение конкурентоспособности

ноябрь

Выездной сбор актива центров РОСС

Формирование волевых и организаторских качеств, профориентация

декабрь

Подготовка и проведение традиционного культурно-спортивного фестиваля «Здоровью - да, наркотикам - нет»

Формирование гражданской позиции, социальной активности