Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

9 марта 2016 года тренинг для участников проекта «Выбор за мной!» провела педагог школы № 10 Вера Викторовна Баженова.

Когда в её кабинет на втором этаже подтянулись все (те же полтора десятка ребят, что и в прошлый раз, только добавились Никита Никифоров и Маргарита Морозова), Вера Викторовна мелом на доске вывела тему занятия: «Мозговой штурм». Я стал настраиваться на долгое вникание в теорию, но Вера Викторовна пояснила, что «мозговой штурм» будет иметь прикладное значение, а в чём выразится конкретная польза сегодняшнего обсуждения, расшифровал подзаголовок темы, его педагог вывела мелом пониже темы урока: «Генерация идей по работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию».

Теоретическая часть заняла буквально пару минут. Вера Викторовна объяснила, что «мозговой штурм» практикуется в мире уже без малого столетие. Его «технология» в том, что участники поиска лучшей идеи беспрерывно, по кругу, высказывают свои соображения, кто-то один записывает их, потом разбирают, а что же из прозвучавшего можно воплотить в жизнь.

Тут же ребята разделились на две команды (меньше людей – больше возможности проявить себя каждому, никто не отсидится за спинами товарищей). В первой группе ведущей штурм стала Валерия Плохотнюк, во второй – Тамара Грязнова. Они тормошили своих товарищей, чтобы те высказывали своё мнение: как можно расшевелить инертную массу подростков, вовлечь их в интересные и полезные дела? Подростки те – не абстрактные, с некоторыми участники штурма познакомились 27 февраля, когда в их школе проводился культурно-патриотический праздник по программе городских соревнований «Во славу Отечества». Среди команд разных школ были и команды тех самых ребят, которые находятся в трудной жизненной ситуации: воспитываются в реабилитационных центрах (так сейчас называются детские дома), стоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних или даже опекаются полицейскими управления службы исполнения наказания как условно-осуждённые. Одна из смен в областном палаточном лагере общества трезвости (эти слова и дали аббревиатуру – название нашего лагеря: «ОПЛОТ») будет как раз для таких ребят, и участникам «мозгового штурма» и предложили педагоги разработать, как заметил Сергей Едунов, внимательно слушая наставления, «план-сетку?», можно сказать и так, одобрила Вера Викторовна, дополнив: «Ваша задача – придумать мероприятия и расписать их на целый день».

И штурм начался! Предложения сыпались одно за другим, и когда по истечении отпущенного срока я поинтересовался, сколько идей собрали команды, и та и другая группа выдала одну и ту же цифру: «Двадцать восемь» (заглянув на листочки, я увидел такие слова, расставленные столбиком: «конкурс поваров», «квесты», «спартакиада», «ГТО», «КВН», «день ленивца»).

«Прекрасно! – похвалила Вера Викторовна. – Теперь отберите из них по восемь, обсудите, как вы их станете воплощать, и защитите перед экспертами».

Кто эксперты? Тут – двойной контроль. Сначала идеи критиковали сами участники (в первой команде экспертами вызвались быть Никита Никифоров и Павел Потаскуев, во второй – Тамара Грязнова и Георгий Ильин), а потом подключилась «тяжёлая артиллерия»: психолог школы Инесса Ивановна Музалевская, она же – начальник лагеря «Оплот», и Рамиль Шамильевич Рахматуллин, лидер саратовского отделения межрегиональной общественной организации «Новая традиция».

Вначале обсуждали, в основном, спортивные и подвижные игры: баскетбол, футбольный турнир, регби. Последний отвергли сразу же: слишком травмоопасный вид спорта. Хотели забраковать и баскетбол на том основании, что в лагере нет баскетбольной площадки, но в процессе обсуждения пришли к заключению: и хорошо, что нет; сами сделают: вроют пару столбов, приколотят на них по обручу – вот вам и площадка! «Зарница» тоже поначалу «не котировалась», дескать, что в ней интересного, но защищавшие эту идею убедили: можно наполнить старую военно-патриотическую игру новым содержанием, придумать те задания, которые будут интересны современным подросткам.

Сергей Едунов отстаивал, но не смог защитить своё предложение провести в лагере «кинодень» (ведь 2016 год – год российского кино), его сразили аргументом: «Днём светло, как фильмы смотреть?». А вот мысль посвятить день творчеству пришлась всем по душе, тем более, что в нашем лагере подобные ярмарки устраиваются каждый год: отряды мастерят поделки, продают их за «деньги» (на те «деньги», заработанные своим интеллектуальным трудом,  потом приобретают ту же сгущёнку – традиционное лакомство скаутов).

И опять – подвижные игры, тот же верёвочный городок, с предложением протягивать верёвку над рекой или оврагом, с продуманной страховкой. Вспомнили и о гребном спорте: а нельзя ли устроить лодочные гонки?

Можно, всё можно, заметили педагоги, только учтите известный закон: критикуешь – предлагай; предлагаешь – делай! За каждую идею, защищённую перед экспертами, голосовали, прошли почти все (кроме регби и кинодня под вопросом игра «Плотник», предложенная Викой Поляниной, это что-то вроде народной забавы на Ивана-Купалу: голоса тут «за» и «против» разделились поровну). До лагеря ещё почти четыре месяца, будет время всё хорошо обмозговать, и уже не в режиме штурма, а долгосрочной осадой, обсудив подробно, кто и что станет делать, кому какая роль достанется.

Когда обсуждали идеи, Павел Потаскуев рефреном вопрошал всякий раз: «А бюджет?» Наталия Александровна Королькова в конце занятия поделилась секретом, как cкладывать бюджет того или иного мероприятия, сославшись на опыт успешно работающего вот уже полгода «Саратова молодого» – союза общественных организаций по продвижению идеи трезвости: каждую пятницу в Доме трезвости собираются представители разных организаций, проводят такие же мозговые штурмы, и каждый вносит что-то своё. А в результате – итог: хорошо продуманное и в деталях разработанное и чётко проведённое мероприятие. Вот и участникам проекта «Выбор за мной!» предстоит оценить, кто и что внесёт в копилку мероприятия, о котором шла сегодня речь: занять интересными и полезными  делами подростков в лагере «Оплот».

Тренинг прошёл живо. Старшеклассники азартно обсуждали предложения, быстро реагировали на высказываемые мысли, отсеивали и оценивали их. А вот при защите их перед экспертами, как мне показалось, они больше прислушивались к мнению педагогов. Оно и понятно: и Вера Викторовна, и Инесса Ивановна ставили не один лагерь, и на летних, и на осенних и весенних каникулах, так что ребятам есть у кого поучиться. У школьников есть главное – желание работать в проекте и учиться быть грамотными организаторами, умелыми агитаторами и пропагандистами, на что и нацеливают их тренинги и другие занятия по программе подготовки к конкретной работе, которая уже началась. Интересно будет посмотреть, как они реализуют, творчески доработав, те идеи, которые высказали 9 марта.

Владимир ВАРДУГИН

На снимках: Вера Викторовна Баженова ставит задачу, а старшеклассники внимают ей; «мозговой штурм» и защита своих предложений; «за!» – единогласно.