Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

Будни с 10 до 17 • Суббота с 10 до 13

Телефоны:  8 (8452) 23-68-10 • 7 (903) 328-87-60

Почта: saratov@otrezvosti.ru

Рамиль Шамильевич Рахматуллин даёт задание

18 апреля педагог-психолог школы № 10 Инесса Ивановна Музалевская и Рамиль Шамильевич Рахматуллин, руководитель саратовского отделения межрегиональной общественной организации «Новая  традиция», провели очередной тренинг в рамках проекта «Выбор за мной!». Название у занятия было сухое – «Образное мышление в реализации социальных задач», но прошло оно настолько живо и интересно, что я и ещё один человек, впервые попавший на тренинг в группу школьников, которых готовят к миссии агитаторов за трезвость, не сговариваясь оценили тренинг одним словом, оно прозвучит в конце репортажа.

Инесса Ивановна Музалевская комментирует рисункиА начнём наш рассказ с эпизода погружения участников урока в раннее детство: Инесса Ивановна предложила ребятам под тихую, задумчивую музыку «нарисовать то, что вы в детском саде рисовали». «Домики?» – послышался вопрос. «Какие домики в двух- трёхлетнем возрасте?» – «Тогда что – каляки-маляки что ли?» – «Вот-вот, каляки-маляки, – обрадовалась педагог удачно найденному определению «жанра» рисунка. – Единственное условие – не отрывать карандаша от бумаги, пока звучит музыка».

А когда смолкла мелодия – попросила каждого из четырнадцати участников урока посмотреть на свой рисунок и, включив воображение, обвести цветным карандашом запечатлённый образ в тех каракулях, которые успели нанести на листочек художники. У кого-то получилась цифра «9», кто-то узрел в линиях Деда Мороза, иные «открыли» облака…

Рамиль Шамильевич Рахматуллин, автор этого тренинга (справедливости ради, он утверждает, что на пятьдесят процентов это творчество Инессы Ивановны, адаптировавшей его старую наработку к задачам проекта «Выбор за мной!»), вкратце рассказал об эволюции мышления человека с доисторических времён (в школьной программе до сих пор господствует дарвиновская теория происхождения человека от обезьяны), выделив мифологическое и архаическое мышление древних людей. Познакомил с особенностями логического и образного мышления наших современников.

Сухую теорию педагоги стали растолковывать с помощью опять-таки «урока рисования»: предложили разлиновать лист бумаги на десять клеточек, и в каждой нужно было, не используя ни буквы, ни цифры, а только рисунки, изобразить такие отвлечённые понятия (их диктовала Инесса Ивановна), как «весёлый  праздник», «развитие», «тяжёлая работа», «зимний день», «разлука», «лёгкая работа», «болезнь», «счастье», «обман», «бедность», на каждый «ответ» давалось секунд по двадцать, тридцать..

Я заглянул в «творческую лабораторию» девушки, представившейся как «Елена Астахова», она, изобразив «весёлый праздник» кучкой шариков, дальше решила использовать сквозную пиктограмму: «развитие» – та самая дарвиновская «лестница», изображающая человека почти на четвереньках, потом приподнявшегося, далее – прямоходящего; «разлука» – человечки, разделённые стеной; «тяжёлая работа» – крестьянин с мотыгой, «лёгкая» – инженер за компьютером (ну, тут можно и не согласиться!); болезнь – пациент на кровати, и т.д.

тот самый «кит», начертанный мелом на доскеДалее было другое занятие, такое же насыщенное эмоциями и шумное, и когда ребята остывали от него, Инесса Ивановна попросила вернуться к тем десяти рисункам и подписать их теми словами, которые она диктовала, предлагая отвлечённые понятия облечь в зримые образы. Пиктограммы помогли Елене Астаховой восстановить в памяти названия, лишь улыбающегося во весь рот человечка она подписала словом «радость», а не «счастье», как звучало в задании на рисунок. Ангелина Красильникова внесла на свою «картинную галерею» три минуса – «развитие» и «тяжёлую работу» не сумела изобразить, а вместо «разлуки» написала «расставание».

Конкурс же, разбивший рисование десяти картинок и их наименование, состоял в тренировке образного мышления: на доске педагоги изобразили нечто, что я осмыслил как ныряющего кита, и предложили трём командам посоревноваться, какая из них придумает больше ассоциаций с рисунком. Причём разделялись на группы также не без тренировки образного мышления: Инесса Ивановна каждому шепнула на ушко по словечку, а когда последний уяснил, что сказано, велела ребятам без слов, используя только жесты, мимику и нечленораздельные звуки, собраться в группы, так составились группы птиц, парнокопытных и диких лесных зверей.

Несколько минут старшеклассники внимательно смотрели на моего «ныряющего кита», что-то записывая, потом прозвучала команда завершить мозговой штурм и приступить к атрибутированию. По очереди команды называли слово или словосочетание, коими подписали рисунок, и если эта же ассоциация встречалась у других команд, те должны были вычеркнуть этот повтор. Кажется, два или три раза пришлось прибегнуть к вычёркиванию, настолько разнилась фантазия у птиц, зверей и парнокопытных. Инесса Ивановна в спорных случаях выступала судьёй: «У вас – пончик, а у них – пол-пончика, значит, повтора не было!»

Вот какие ассоциации возникли у будущих пропагандистов трезвости: дом на Луне, ЦУП (Центр управления полётом), спутниковая антенна, юрта с тарелкой, печка, арка, закат с восходящей луной и даже такие экзотические названия, как «нора из мультика «Том и Джерри», «ярлык из Инстанграмма» и «Слон – вид сзади»,  всего – более двух десятков наименований. Первой сошла с дистанции команда зверей, у них иссякла фантазия, потом сдались и парнокопытные, и птички в гордом одиночестве назвали ещё две надписи: «Пушка» и «Фотография».

над этим загадочным рисунком нужно подуматьПока шла перепалка в битве за большее число названий, Рамиль Шамильевич разбирал листочки с распечатанными на них стихотворениями, афоризмами, пословицами. Каждый из тренирующих образное мышление получил свой листочек, чтобы зашифровать в рисунке написанное с тем, чтобы другие, не знающие, что же там написано, смогли догадаться, какое изречение проиллюстрировал товарищ. И это задание не обошлось без задора и смеха, меня же поразило, как проницательно дети угадывали в рисунках тексты. Сергею Едунову достались знаменитые «три девицы под окном», их сразу же раскусили, взглянув на рисунок Сергея. Песенка Деда Мороза (её изобразил Георгий Ильин) держалась дольше, ещё больше потратили на пиктограмму Дмитрия Дюкича из 10 «а»,   но всё же разобрались, что в здании, похожем на Сенной рынок (на самом деле – цирк!), «ехали медведи на велосипеде»! Львёнка, лежащего на солнышке, вычислили мгновенно, а вот пословицу, доставшуюся Павлу Потаскуеву, разоблачили с большим трудом: какой-то дом, человек под окном стоит, разинув рот, а в комнате за столом другой человек склонился над столом, на коем видно какое-то блюдо… Да это же – «На чужой каравай рот не развевай!».

Логическое мышление, образное… Какая польза от знания этих типов мышления? Инесса Ивановна прокомментировала это примером: одна из самых развитых стран мира – Япония, где в школах на уроках рисования детей учат различать более полутораста  цветов и оттенков. Да что там краски: в школах японские подростки знакомятся с творчеством великой, как считают японцы, певицы Татьяны Петровой, исполнительницей народных песен и романсов, нашей соотечественницы и современницы. А вы знакомы с её песенным творчеством? (к слову сказать, японцы «не стесняются» заимствовать у нас не только музыку, но и образцы логического мышления: знаменитое японское чудо 1950-х годов взрастало после того, как они взяли у нас «саратовскую систему качества», рождённую на Саратовском авиазаводе и на СЭПО).

Когда после занятия я уточнил у Елены Астаховой (чьи десять рисунков объединились пиктограммой человечка), из какого она класса, то услышал: «С третьего курса университета». Оказалось, что Елена Николаевна Астахова учится на социологическом факультете СГУ, в школе № 10 проходит практику по теме «организация работы с молодёжью», она впервые попала на тренинг участников проекта «Выбор за мной!», и её оценка занятия совпала с моей, на вопрос, какое впечатление от тренинга, она ответила: «Весёлое!»

«Тяжело в ученье, легко в бою!» – замечал Суворов. Полагаю, если школьники из проекта «Выбор за мной!» так весело и с таким азартом постигают науку общения, психологические тонкости пропаганды и агитации, то освоят материал достаточно серьёзно, чтобы поднимать сложные и трудные для понимания темы и разъяснять их доходчиво, с выдумкой и нескучно в своих лекциях и беседах как со сверстниками, так и с младшеклассниками.

Владимир ВАРДУГИН

На снимках: Рамиль Шамильевич Рахматуллин даёт задание; Инесса Ивановна Музалевская комментирует рисунки; тот самый «кит», начертанный мелом на доске; над этим загадочным рисунком нужно подумать!