Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

3 февраля 2018 года в Доме трезвости начались занятия по робототехнике в рамках проекта «Здравый выбор», поддержанного Фондом президентских грантов. Ведущий занятия инженер Алексей Анатольевич Мыцыков не ограничился только знакомством с учениками, а за два часа успел преподать и теорию, и практику.

На первое занятие пришли ребята из 10-й школы и 15- лицея, приехали воспитанники приюта «Надежда» из Энгельса вместе со своим педагогом Мариной Владимировной Чеснок. Группа ещё формируется, а пока Алексей Анатольевич из анкеты, заполненной учениками, узнал, что опыта работы с робототехникой и знакомства с языком программирования почти ни у кого нет, лишь Артём Бунякин, семиклассник лицея № 15, на вопросы «Собирали ли  Вы когда-нибудь роботов образовательной платформы ЛЕГО?» и «Имеется ли у Вас опыт программирования электронных устройств (в школе, в кружках,  дома самостоятельно?» ответил положительно. Что ж, тем интереснее будет педагогу начинать с самых азов, с чистого листа.

С чистого листа в буквальном смысле слова: педагог раздал ученикам листочки, попросив на следующее занятие принести тетрадки, а пока конспектировать его рассказ на листочках. Первым делом он увлёк ребят занимательным рассказом о теории решения изобретательских задач и об авторе этой теории советском учёном Генрихе Сауловиче Альтшуллере, в 1950-х годах явившем миру свою теорию. На двух примерах Мыцыков объяснил, как работает та теория. Когда авиаконструкторы попросили наших изобретателей помочь им усовершенствовать высотомер, поскольку в то время те приборы были несовершенны, к тому же лётчики часто путали показания из-за неясной шкалы. Один из изобретателей на прогулке увидел, как падает осенний лист, и это натолкнуло его на мысль сделать шкалу подвижной: в зависимости от высоты полёта точка на шкале высотомера стала передвигаться, путаницы у лётчиков не стало. Второй пример из жизни самого Альтшуллера, усовершенствовавшего скафандр для тушения подземных пожаров в шахтах. Нужно было защитить спасателей от жара, но скафандр и так был неподъёмным, и что же предпринял учёный? Он использовал кислород, которым дышали спасатели, в качестве охладителя, таким образом, не увеличив ни на грамм вес скафандра, решил проблему перегрева.

После краткого перерыва перешли от теории к практике. Учитель попросил ребят разбиться на пары: конструкторское дело коллективное, к тому же вдвоём легче обучаться. Затем парам раздал пакетики с деталями и контейнер с множеством ячеек. Задача: глядя на схему, разложить по ячейкам детальки. Мне показалась задача весьма сложной: деталей – десятки, если не сотни, да ещё такие маленькие и не похожие друг на друга и на те рисунки, которые напечатаны в схеме. Но рождённые в век электроники (все в анкетах указали, в каких социальных сетях участвуют) быстро стали сортировать детальки.

Алексей Анатольевич продемонстрировал, что у юных изобретателей получится на выходе. Поставил на стол собранный им робот-машинку и включил планшет, экран засветился, Мыцыков стал нажимать на экране  кнопки и машина откликалась на прикосновения пальцев к экрану – ехала взад-вперёд, поворачивала и разворачивалась. Дети задавали вопросы, учитель отвечал. «А таких деталек нет!» – испугался Кирилл Либрехт, пятиклассник школы № 10, сличая деталь со схемой. «Как же, а вот, смотри внимательно, они не в квадрате нарисованы, а за квадратом».

Кирилл Либрехт выбрал себе напарником одноклассника Егора Иванятова, его брат-близнец Артём Либрехт будет работать вместе с Полиной Гориной из их школы. Самая опытная пара – Артём Бунякин и двенадцатилетний Костя Золотарёв (Костя тоже из школы № 10), написавший в анкете, что «собирал машины, валики, технику, когда мне было 10 лет, и сейчас собираю».

Ученики формировали будущее изделие, раскладывая запчасти, а учитель продолжал рассказ о сути изобретательства, о его методах, один из самых известных и продуктивных – метод проб и ошибок. «Когда обезьяна не могла достать растущий высоко на дереве плод, случайно взяла палку и сбила ею плод, – пояснял на классическом примере Алексей Анатольевич. – Знаете, от кого произошёл человек?» Ребята хором ответили: «От обезьяны!», и тут я сделал открытие. Нет, не насчёт обезьяны, эту оскомину «Человек произошёл от обезьяны» помню со школьной скамьи, но для меня стало открытием, что этот безальтернативный постулат до сих пор преподносится школьникам. От знающих людей я слышал иное мнение, и оно более подходит к объяснению природы изобретательства. Творец отнюдь не методом проб и ошибок вложил в человека стремление к созиданию, именно – по образу и подобию, то есть человек создан для творчества, в этом его подобие Богу.

В конце занятия Алексей Анатольевич дал ребятам домашнее задание: найти ответы на вопросы: что такое автомат? что такое робот? что такое механизм. Время для размышлений – неделя. В следующую субботу второе занятие «в том же месте, в тот же час».

Владимир ВАРДУГИН

На снимках: Алексей Анатольевич Мыцыков объясняет, как рождается изобретение; приступаем к практической части: сортировка деталей в контейнер; Костя Золотарёв (слева) и Артём Бунякин уже имеют опыт сборки роботов; воспитанники приюта «Надежда» Хён Ли, Никита Мухин и Вика Жидок немного опоздали на занятия: участвовали в интеллектуальной игре «Здравомыслие» и стали победителями!