Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

20 апреля 2018 года в гимназии № 5 г. Саратова состоялся Урок трезвости из числа  проводимых Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья в рамках проекта «Здравый выбор», поддержанного фондом президентских грантов.

На урок, а он проходил в кабинете № 30, похожем на студенческую аудиторию (скамьи амфитеатром), пришли два девятых и один десятый класс, всего шестьдесят человек. Когда все заняли свои места, Наталия Александровна Королькова, председатель Саратовского общества трезвости, представила своих соратников: Руслана Бисултанова, консультанта реабилитационного центра «Свобода», Владимира Жидкова, координатора молодёжного крыла общества трезвости, и скаута отряда «Пересвет» школы № 10 десятиклассницу Ирину Голубеву, представляющую, как заметила Наталия Александровна, детское крыло общества трезвости: вот уже двенадцатый год при нашем обществе действует Ассоциация скаутов Саратовской области.

Ирина пришла не с пустыми руками – с видеокамерой: она снимает фрагменты для будущего фильма о реализации проекта «Здравый выбор», занимаясь в секции сетевой журналистики и видеосъёмки. Фильм как раз и расскажет о том, чему научатся в этом году саратовские школьники. Одно из направлений проекта «Здравый выбор» – просветительская деятельность,  в их числе уроки трезвости. Полагаю, снятые Ириной кадры в гимназии № 5 будут одними из самых интересных: на уроке состоялся серьёзный разговор  о том, как у нас отнимают трезвость и что нужно сделать, чтобы в море фейковой информации отыскать правдивую как о нелегальных, так и о легальных наркотиках.

Как всегда обстоятельно и нескучно, с массой примеров из жизни вела диалог Наталия Александровна. В самом начале беседы она подчеркнула, что она и её команда приехали не поучать,  а совместно порассуждать. Наверное, ребята прониклись ответственностью, услышав из уст лектора фразу: «Ваш выбор – судьбоносный для страны!»  Говорили и о том, что происходит в организме человека, когда в него попадает алкоголь, и об информационной войне, в ходе которой молодёжь убеждают, что пить и курить для взрослого человека вполне естественно, потому-то и ждут юные вожделенное восемнадцатилетие. Руслан, когда зашла речь о том, как производители алкоголя и табака используют тягу детей к взрослости, вопросил зал: «Со скольких лет можно употреблять алкоголь?» – «С восемнадцати!» – отозвались одни, другие же назвали иной отсчёт взрослости»: «С двадцати одного года!» – «Употреблять алкоголь нельзя вообще!» – примирил спорящие стороны Руслан. Он-то лучше других знает, насколько коварны наркотики, перед его глазами проходят десятки судеб тех, кто потерял свою природную трезвость.

Отрадно, что гимназисты не только внимательно слушали, но и активно участвовали в разговоре, отвечая на вопросы, демонстрировали завидную осведомлённость в теме. Когда Наталия Александровна спросила, знают ли они, что происходит с мозгом человека, когда в его организм попадает алкоголь, девятикласник Артём Кусов со второй парты  поднял руку: «Когда человек принимает наркотики, у него по крови идёт вещество, которое расслабляет мозг и всю физиологию. Человек думает, что это ему приятно и полезно, но это к добру не приведёт, а ведёт к смерти. Человек может это понимать или не понимать, но он не может остановиться». Наталия Александровна за такой развёрнутый ответ пожала руку юноше, углубив его рассказ научной информацией о том, как в шестидесятых годах прошлого века с помощью длиннофокусного микроскопа учёные впервые увидели, как слипшиеся под воздействием спирта кровяные тельца рвут капилляры, и это кислородное голодание (сгустки крови не позволяют донести кислород до всех клеток мозга) воспринимается пьющим как эйфория. По ходу рассказа Наталия Александровна несколько раз обращалась к залу, и ребята верно отвечали и на вопрос, как можно с помощью  микроскопа увидеть ток крови («наставить окуляр на глаз, в его сетчатке кровеносные сосуды видны»), и чем питается мозг («кислородом»), и как называются гормоны счастья («эндорфины).  Алкоголь, другие наркотики лишают человека этого природного гормона, внедряя взамен химический заменитель, так возникает зависимость.

Руслан Бисултанов поделился с ребятами историей своей жизни, когда он, по его словам, «сидел на задней парте и не слушал учителей», прошёл через испытания, многое потеряв в жизни, но нашёл в себе силы остановиться и теперь помогает другим обрести свободу от наркотиков. Для тех, кто полагает, что они попробуют и бросят, у Руслана есть практический совет: «Эмоции у бросивших пить или употреблять другие наркотики восстановятся, но они никогда не выздоровеют – зависимость останется навсегда, единственно, что они могут – жить трезво. Вот я и хочу поговорить о трезвости».

Разговор о трезвости, к сожалению, оборвал звонок, к сорока пяти минутам мы добавили ещё минуты перемены, дав всем «домашнее задание» – просмотреть номер нашей газеты «Вопреки». Некоторые слушатели задержались  ещё на немного, подойдя к Наталии Александровне за пояснениями: «С какого момента начинается зависимость?», «Как помочь пьющему родственнику, если он не считает себя алкоголиком?» Насколько позволило сжатое время для ответа, Наталия Александровна объяснила, добавив, что ответы на многие вопросы можно получить на нашем сайте.  Педагогам после окончания урока сказала, что лучшая профилактика зависимости – трезвое окружение, пригласив их сотрудничать с обществом трезвости, формировать отряды из гимназистов для участия в наших летних палаточных лагерях, в других мероприятиях. Краткий срок беседы (обычно наши уроки длятся полтора часа) не позволил показать  фильмы по теме, но мы их оставили в компьютере гимназии, и можно будет на уроках их продемонстрировать, что учителя и обещали сделать.

Владимир ВАРДУГИН

На снимках: с гимназистами разговаривают Наталия Александровна Королькова и Руслан Бисултанов,  а Ирина Голубева снимает кадры для фильма об уроках трезвости; «домашнее задание» – познакомиться с нашей газетой – нетерпеливые стали выполнять сразу же по окончании урока трезвости.