Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

Утром 18 июля на линейке скауты поздравили Вадима Пронина, Алексея Братышева и Иакова Маркелова с продвижением на  высшую ступень скаутской иерархии – накануне совет посвящённых принял их в свои ряды. Сразу же после линейки пронеслась весть: приехали гости из технического университета, и сразу же другая новость: грузовая газель застряла в луже на подходе к лагерю. Штабисты, в том числе и новопосвящённые скауты, поспешили на помощь, минут двадцать «тянули репку», пока не вытолкали грузовичок на твёрдый грунт. Так с дорожного приключения начались мастер-классы от СГТУ, запланированные на утро согласно плану восьмого дня смены «Город мастеров».

Пока вытаскивали машину из лужи, Ольга Викторовна Дрогайцева, заместитель директора по воспитательной работе института электронной техники и машиностроения, представила мне студентов, которые приехали в лагерь «ОПЛОТ», чтобы рассказать о тех специальностях, коие можно приобрести в нашем техническом университете, а затем показать чудеса электроники и робототехники. Институт прикладных информационных технологий командировал Эдуарда Гаспаряна, Алину Галиеву (она подготовила фоторепортаж для университетского сайта) и Станислава Проценко. Институт электронной техники и машиностроения представляли Илья Калищук, Сапаргельды Аманмамедов и Владислав Долотов. Перед практическими занятиями о своём институте – энергетики и транспортных систем – рассказал Илья Жадов.

Как обычно при многолюдии, разделили слушателей по группам в десять-двадцать человек: посмотрят на одни диковинки – переходят к другим, а те спешат на место первых. Два стола с электронными наглядными пособиями разместили в шатре, а Илья Жадов повёл свою группу в штабную столовую – там большой стол, за которым удобно выкраивать… бульдозер. Бумажный, конечно, но это практическое занятие формирует навыки пространственного мышления.

В пространство, но виртуальное, попадали дети, надев специальные очки, ведущий эту площадку Станислав Проценко назвал их очками виртуального мира. К ним сразу же выстроилась очередь, поскольку первые же окунувшиеся в тот мир отходили с блаженной улыбкой. Саша Саженов, второклассник шиханской школы из отряда «Звёзды», на мою просьбу описать, что он видел в очках, восторженно поведал: «Я стоял на ящере и летел, я чувствовал, что падаю…» (когда все дети взглянули в мир динозавров, я тоже надел очки: электроника с большой долей достоверности передавала не только картинку полёта, но и ощущения от высоты и скорости, глянешь налево – там горы, направо – лес, а прямо перед взором –  голова динозавра на тонкой шее, ящер вертит головой, словно выбирая, куда лететь; а по бокам видны его машущие крылья, без устали несущие тебя вперёд).

За соседним столиком Эдуард Гаспарян демонстрировал другую электронную разработку своих коллег по университету, если в двух словах, то это – «дополненная реальность». В альбоме множество рисунков, схем, чертежей. Подносишь к рисунку планшет, и на его экране плоская картинка превращается на твоих глазах в объёмный предмет. Такая техника – хороший помощник проектировщикам, инженерам, она даёт возможность увидеть предлагаемый к изготовлению продукт со всех сторон.

Калищук, Аманмамедов и Долотов знакомили детей с роботами, с тем, что они, их электронные детища, могут. Сапаргельды, вопросив ребят, знакомы ли они с гироскутерами и услышав «да!», выпустил на стол робота, который умеет держать равновесие и катится на двух колёсах словно на гироскутере. Артём Бунякин, занимающийся в секции робототехники по идущему сейчас у нас проекту «Здравый выбор» и знакомый со многими роботами, поначалу без особого интереса смотрел на технику, пока Илья Калищук не представил танцующего робота. «Это мне не встречалось!» – прокомментировал Артём, и завязал разговор с Владиславом Долотовым, узнал от него, что студенты нашего технического университета ездили в марте в Москву на робофест (чемпионат страны среди школьников и студентов по программированию) и в номинации «промышленная автоматизация» заняли первое и второе места.

Владислав Долотов не успевал передавать на руки детям своего ласкового динозаврика: каждому хотелось поиграться с этой умной игрушкой. Его гладишь как котёнка – и робот-ящер довольно мурлычет. «Он, как и все мы, боится высоты, – пояснил Владислав, – смотрите, что сейчас будет». Поднял робота за хвост над столом, перенёс на метр от стола, где высота для зверя оказалась приличной, и динозаврик от испуга заверезжал! Студент объяснил устройство игрушки: она напичкана сенсорными датчиками, позволяющими ей различать, гладят ли её по головке или же хотят причинить вред.

На практических занятиях по изготовлению бумажного бульдозера макеты не так скоро выходили из умелых рук, направляемых инструктором: Илья Жадов терпеливо показывал порядок изготовления макета. Специальный ножик (похожий на скальпель), линейка, клей – и из плоского чертежа поднимается, сворачивается и склеивается бульдозер. Лучше всех получился макет у Вероники Хуснутдиновой из отряда «Червячки» (а 1 сентября пойдёт она в шестой класс 24-й школы г. Саратова). Илья оставил несколько «выкроек», так что на досуге ребята могут и ещё  попрактиковаться в конструировании.

Хотя времени для досуга выбрать будет трудно: послеобеденные часы также расписаны плотно – «ОПЛОТ» ждёт завершение экономической игры, купание в Волге, соревнования по фехтованию и волейболу. А после ужина – традиционный конкурс песни «Оплотовидение» (проводится каждый год накануне закрытия лагеря), каждому отряду нужно подготовить такой номер, чтобы удивить жюри. Есть ещё время набрать дополнительные баллы в соревновании отрядов, ведь завтра вечером – торжественная линейка закрытия смены «Город мастеров». На ней мы узнаем, какой из отрядов за эти десять дней стал самым мастеровитым.

Владимир ВАРДУГИН

На снимках: полку посвящённых скаутов прибыло: Иаков Маркелов, Вадим Пронин и Алексей Братышев; скауты пришли на помощь; Станислав Проценко ведёт зрителей в виртуальный мир, а Эдуард Гаспарян знакомит с дополненной реальностью; робот Сапаргельды Аманмамедова умеет держать равновесие; Илья Калищук демонстрирует танцующего робота; Кристине Дерябиной из отряда «Медведи» полюбился ласковый динозаврик; Илья Жадов рассказывает об институте и руководит процессом изготовления макета бульдозера; бульдозер Вероники Хуснутдиновой получился на загляденье.