Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

Трезвый Саратов

ts logo

Молодежное движение "Трезвый Саратов" (МДТС) - программа, позволяющая поддержать стремление молодежи к трезвости и здоровью, гражданской активности и самореализации.

Подробнее...

 

Ассоциация скаутов

asso logo new

Программа самовоспитания подростков, развития их конструктивного взаимодействия, личной и гражданской ответственности, физических, волевых и творческих качеств.

Подробнее...

 

Во славу Отечества

vso logo

Уникальная программа патриотического воспитания подростков, сочетающая допризывную, спасательскую, краеведческую и волонтерскую подготовку с пропагандой ЗОЖ

Подробнее...

 

Летний палаточный лагерь

camp logo

Уникальная технология демонстрации подросткам преимуществ здорового образа жизни, основанная на учете их идей, интересов и возрастных особенностей.

Подробнее...

 

Три дня в Свято-Троицком соборе Саратова проходил научно-практический семинар «Трезвость – общее дело», для его участников (в большинстве своём это социальные работники храмов) читали лекции и поводили тренинги и практические занятия известные в стране проповедники трезвости, так что кроме «роскоши  человеческого общения» по своим приходам слушатели разнесли опыт трезвеннической работы.

А опытом лекторы делились щедро, многое почерпнули даже те, кто сам не одно десятилетие «был в теме», поскольку на семинаре уклон в рассмотрении темы был православный, основополагающим постулатом в борьбе за трезвость батюшки берут убеждение, что трезвость – это христианская ценность, и без воцерковления от зависимостей не избавиться.

17 октября в Духовно-просветительском центре Свято-Троицкого собора с лекцией «Роль семьи в формировании зависимостей и избавлении от них» выступил кандидат богословия протоиерей Илия Шугаев, настоятель храма в честь Архистратига Михаила города Талдом Московской епархии. Для пропагандистов трезвости не секрет, что алкогольная зависимость у человека начинается с первой рюмки, причём не первой выпитой, а той, которую впервые увидел младенец в руках своего папы, своей мамы. С молоком матери впитывает новорождённый правила, которые уготовили ему взрослые. Отец Илия, разбирая детские рисунки социологических опросов, нарисовал страшную картину: у многих и многих наших детей, даже из благополучных семей, детство отнюдь не радостное. В первый год жизни у младенца должно сформироваться доверие к миру (малыш должен почувствовать себя центром мира, вокруг которого – добрые люди, готовые ему служить), иначе вырастет человек с комплексами. А какое доверие может возникнуть, если родители постоянно ссорятся, им не до сына, не до дочери, вот маленький человечек и ощущает себя лишним в этом мире. Вырастая с таким чувством, в подростковом возрасте начинает протестовать против такой несправедливости, а курение и алкоголь помогают ему, как ему представляется, уйти из этого мира в мир иллюзий.

Вторая проблема современной педагогики, заметил отец Илия, дефицит мужского воспитания. В старину ребёнок до трёх лет сидел на руках у нянюшек, а потом его передавали на попечение дядек. Мальчишек взращивали как мужчин, а девочек – как будущих матерей. В царской России было раздельное обучение мальчиков и девочек, да и опыт 1944–1955 годов, когда в наших школах вернулись к этой системе, оправдал себя замечательными результатами.  Сегодня же до самого возмужания, до ухода мальчишек в армию, кто педагоги у них? Правильно, в школах учителя-мужчину редко  увидишь, да и родные отцы, если не ушли из семьи (разводы стали, увы, привычным явлением), предпочитают больше общаться с телевизором и диваном, чем с родным дитятей. Растущего человека не учат стрессоустойчивости, на закаляют характеры, и при первых же жизненных трудностях юноши и девушки берут «помощь друга» – сигареты, дозы пива, вина, водки – для «снятия стресса», загоняя проблему внутрь, а себя обрекая на зависимость от наркотика.

Насаждаемая модель общества потребления тоже способствует алкоголизации. Культура формирует недовольного человека, прошли те времена, когда «с милым рай и в шалаше», ипотека, взятая для строительства современного шалаша, оказывается непосильной, «а дырку в душе», как сказал отец Илия, проще залить водкой, чем бороться за достойную жизнь. И неверно выражение, что «пьянство – демон самозваный, – развенчал лектор этот афоризм, – нет, его подсаживают, и семена зависимостей падают в подготовленную почву: общество наше – общество незрелых людей». Последний постулат батюшка прокомментировал статистикой: современные браки «постарели»: девушки выходят замуж под тридцать лет, а молодые люди – и того позже.

Огрехи светского воспитания пытается исправить Церковь, однако воцерковлённых людей у нас не много. К тому же мало при храмах обществ трезвости. О том, как создать приходское общество трезвости и грамотно наладить трезвенническое просвещение, 17 и 18 октября рассказала участникам семинара Ольга Григорьевна Чекедова, методист «Просветительного центра» Екатеринбургской епархии. Она провела практикумы «Технологии трезвенного просвещения»  и «Поиск оптимальных идей трезвенного просвещения в условиях православного прихода». Семинаристам здесь пришлось немало потрудиться: они участвовали в мозговом штурме (предварительно Ольга Григорьевна провела практическое занятие, направленное на освоение этого метода решения проблемы), потом совместно разрабатывали проекты трезвенного просвещения, используя только что приобретённый опыт.

В Екатеринбургской епархии почти два десятилетия практикуются обеты трезвости. Протоиерей Игорь Бачинин начал свой рассказ о том, как правильно давать обеты, с опровержения мнения, что Господь заповедал нам не клясться. «Обет – это не клятва», – пояснил батюшка, сославшись на авторитет Священного Писания: Сам Бог дал Адаму и Еве обетование, что в мир придёт Спаситель, который победит смерть – последствие грехопадения.

Отец Игорь объяснил, чем отличается обет от зарока. Особенность зарока – не делать зла («не буду употреблять алкоголь, не стану курить»), обет же трезвости всегда деятелен. Давший обет активно борется… Нет, не со злом. Интересны размышления отца Игоря о противлении злу. Зло победить невозможно: вступая в борьбу с ним, человек тратит силы впустую. Как пример – борьба с алкоголизмом, в то время, как нужно не бороться с ним, а утверждать трезвость. Христианин должен следовать добру, и тогда зло окажется бессильным.

В приходском обществе трезвости, которым руководит отец Игорь Бачинин, давшие обет не просто воздерживаются от алкоголя, табака, других наркотиков, но и ведут жизнь православного человека – регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются. Обет дают на определённый срок, кто какой осилит. К примеру, перед минувшим Великим постом 108 прихожан во главе с владыкой Кириллом, епископом Екатеринбургским, дали обет трезвости на время поста.

Многие ли сдерживают слово? Отец Игорь ответил с точностью до десятой доли процента: 91,4 % всех, кто за 18 лет давал слово перед Богом вести жизнь трезвую и праведную, выдержали испытание.

Обет трезвости дают не только «пожившие нетрезво» (определение о.Игоря), но и их родственники, и даже те, кому это, казалось бы, и не нужно вовсе – подростки, не утратившие природной трезвости. Зачем им давать слово Богу? Однажды девятилетний сын священника попросил и его допустить до обета вместе со взрослыми. Поначалу хотели ему отказать, но не смогли найти слов для отказа. Объяснить «тебе  не нужна трезвость» – значит, уверить мальчишку в том, что трезвость – это для него не ценность, и получится, что ему останется ждать, когда он подрастёт и… А допустив до обета, сформировали у него представление: трезвость – христианская добродетель.

О том, что Православие – религия трезвости, свидетельствует факт, прозвучавший на лекции отца Игоря: великий русский святой Сергий Радонежский был трезвенником, и при основании монастыря ввёл в устав правило исключить вино из жизни монахов (кроме богослужебного использования на Литургии). Более трёх веков его завет свято соблюдали во всех русских монастырях, но при патриархе Никоне, когда приводили богослужебные книги в соответствии с греческими канонами, взяли за основу и обычай греков пить вино. Так раскол нанёс удар и по замечательной трезвенной традиции нашего народа.

И всё равно Церковь не переставала учить народ трезвости, не случайно в начале ХХ века, когда в России ввели «сухой закон», именно приходские общества трезвости были самими многочисленными. Ныне практика организации обществ трезвости при храмах возрождается. В Екатеринбургской епархии таких обществ более двух десятков. У нас в Саратовской епархии пока одно – при Свято-Троицком соборе. «Первая  ласточка», надеемся, не долго будет единственной, и поспособствует тому семинар «Трезвость – общее дело». Наши слова благодарности руководителю этого общества трезвости отцу Николаю Генсицкому, председателю оргкомитета семинара, и ответственному секретарю оргкомитета семинара Екатерине Игоревне Уфимцевой за предоставленную «роскошь человеческого общения» с замечательными проповедниками трезвости на лекциях, тренингах и практических занятиях.

Владимир ВАРДУГИН

На снимках: протоиерей Илия Шугаев, Ольга Григорьевна Чекедова и протоиерей Игорь Бачинин знакомят саратовчан со своим опытом трезвеннической работы: снимок на память с о. Игорем Бачиниым по завершении семинара