Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

Трезвый Саратов

ts logo

Молодежное движение "Трезвый Саратов" (МДТС) - программа, позволяющая поддержать стремление молодежи к трезвости и здоровью, гражданской активности и самореализации.

Подробнее...

 

Ассоциация скаутов

asso logo new

Программа самовоспитания подростков, развития их конструктивного взаимодействия, личной и гражданской ответственности, физических, волевых и творческих качеств.

Подробнее...

 

Во славу Отечества

vso logo

Уникальная программа патриотического воспитания подростков, сочетающая допризывную, спасательскую, краеведческую и волонтерскую подготовку с пропагандой ЗОЖ

Подробнее...

 

Летний палаточный лагерь

camp logo

Уникальная технология демонстрации подросткам преимуществ здорового образа жизни, основанная на учете их идей, интересов и возрастных особенностей.

Подробнее...

 

Протоиерей Игорь БАЧИНИН:

«Для того, чтобы народ жил трезво,

трезвость в народе нужно воспитывать».

(из выступления в Доме трезвости 17 октября 2018 года)

Мне как-то встретилась фраза писателя Александра Николаевича Радищева: «Покуда мысль не имеет знамени, а вещь не  имеет имени, разуму нашему они чужды и он над ними не трудится». И очень важно для взаимодействия – взаимопонимание. Я уже тридцать лет живу трезво. У нас в стране несколько общественных трезвеннических организаций, которые пытаются что-то делать, но, к сожалению, нет взаимодействия. И одним из факторов отсутствия такового как раз является то, что трезвость люди понимают каждый по-разному. Соответственно, и деятельность выстраивают совершенно различно.

Когда мы  в нашем христианском делании говорим о трезвости, мы в первую очередь говорим не о физиологической характеристике человеческой личности, а мы говорим о трезвости как о нравственной категории, проявляющейся исходя из того, что в христианской антропологии о человеке говорится как о существе, состоящем из трёх природ.  У каждого из нас есть телесная природа – это то, что мы ощущаем и видим в другом человеке; есть помимо тела ещё душа, и помимо души есть дух. Так вот, в нашем понимании, в силу того, что трезвость является нравственной ценностью, то для тела трезвость проявляется в воздержании, когда человек принимает для себя решение: «Я буду жить трезво». Причём нужно сказать, что один из великих учителей Церкви  Иоанн Златоуст говорит о том, что пьянеть, то есть лишаться трезвости (в нашей христианской этимологии пьянство это антипод трезвости)  можно не только от вина. Он может пьянеть от гнева, он может пьянеть от похоти, он может пьянеть от чревоугодия. То есть это говорит, что трезвость в первую очередь не физиологическая характеристика, которую, простите, можно оцифровать, измеряя количество алкоголя в крови. Это совершенно другая категория.

В библейской энциклопедия архимандрит Никифор даёт определение трезвости с душевной точки зрения, и он говорит о трезвости как о здравомыслии. Что значит быть трезвым? Значит, здраво оценивать всё, что происходит в этой жизни, и в первую очередь самого себя. То есть иметь здравое суждение о происходящих событиях в этом мире. К сожалению, нужно сказать, что мы утратили те идеалы, которыми жил наш с вами народ. Утратили вместе с этим и здравое понимание тех реальных процессов, которые происходят в нашем с вами обществе.

И в духовном отношении трезвость можно охарактеризовать как духовное бодрствование. В чём оно заключается? Оно заключается в том, что человек воспитывает у себя такое качество, как внимание к самому себе. Есть такой  аскетический термин – «трезвение». В чём оно проявляется? Человек стоит на страже своего собственного ума и старается дать нравственную оценку тем мыслям, которые возникают у него в сознании. Потому что, как правило, у человека сначала появляются мысли, потом эта мысль выражается в определённом поступке… Как говорят на Востоке – поступок формирует  характер, а характер формирует судьбу человека. Но начинается как раз с этой мысленной сферы  человека. И навести там у себя порядок, научиться правильно мыслить, сформировать у себя определённые идеологические модели, формы и идеалы, на которых строить свою жизнь – это  тоже относится к духовной категории трезвости.

Когда заходит разговор о трезвости, у многих людей всплывает такой ассоциативный ряд – трезвость нужна пьяницам. То есть о трезвости надо говорить с теми, кто пьянствует, как будто трезвость не нужна младенцу, как будто трезвость не нужна священнику, как будто трезвость не нужна матери, которая воспитывает своих детей. Трезвость как нравственная ценность, как христианская добродетель, я бы даже сказал – это базовая национальная ценность для тех народов, которые населяют нашу Россию,  – она является неотъемлемой частью того, что мы называем ментальностью или характером народа. И когда народ лишается трезвости, то тогда этот народ становится объектом манипуляции. И невозможно решить никакие задачи, в том числе сокращения или ограничения продажи алкоголя в нетрезвом обществе. И поэтому мы пришли к такому убеждению, что прежде, чем говорить о каких-то ограничительных мерах (а уж о запретительных мы вообще не говорим, потому что это всегда встречает антагонизм), и поэтому мы пришли к такому убеждению: давайте будем говорить о том, что нас объединяет. Не о том, что нас разъединяет, а о том, что нас объединяет. И все понимают, что вот с этой пьяной вакханалией, которая у нас  с вами существует, надо что-то делать. С этим согласны все.

Кстати, позволю себе сделать такое отступление. Что такое вакханалия?  В Древнем мире существовал культ поклонения Бахусу, и были женщины, их называли вакханки, и они организовывали специальный культ поклонения этому божеству. Выражался он, как правило, в том, что в преддверии Рима в тёмное время суток собирались люди, напивались вина, и считалось: чем больше человек выпьет, тем больше он любит своего бога. Сопровождалось это громкой музыкой, различными песнями. И знаете, когда я прочитал о вакханалиях, вспомнились молодёжные дискотеки, и почему-то сразу возник образ возрождения вот этих вакханалий, тех древних религиозных культов. Случайно это или не случайно – это второй вопрос, но тем не менее практика такая существует.

И когда  мы говорим о трезвости, мы должны говорить о комплексном подходе. Нельзя говорить упрощённо, потому что это, как правило, не воспринимается людьми. Потому что  в силу того, что трезвость является нашей базовой национальной ценностью, человек, тем более образованный, культурный человек чувствует здесь неполноту, какую-то подмену в этом во всём. И на самом деле это так и есть. И когда мы говорим о трезвости, мы говорим о том, что трезвость не появляется сама по себе. Если мы  понимаем: для того, чтобы человек научился читать – его нужно учить, считать – его этому нужно учить;  если мы хотим, чтобы человек любил Родину – его нужно учить, если мы хотим, что он трудился – его этому нужно учить, –  а вот жить трезво он должен как-то сам по себе! То есть давайте мы его от этого оградим, от этого оградим, а жить трезво он будет сам по себе. Я думаю, что те люди, которые нас в такую методологию встраивают, они прекрасно понимают, что таким образом решить проблему невозможно.

Это прекрасно понимали замечательные мужи конца ХIХ века, и они знали: для того, чтобы народ жил трезво, трезвость в народе нужно воспитывать. И это не разовое действие. Как мы с вами знаем: для того, чтобы человек мог пользоваться таблицей умножения, каждое поколение нужно этому учить, и в начальной школе все изучают таблицу умножения. И чтобы народ жил трезво, точно также этому нужно учить. Именно поэтому ещё в 1910 году было  принято решение: во всех образовательных учреждениях проводить уроки трезвости. В 1912 году уроки трезвости ввели во всех семинариях и академиях (до настоящего времени сохранились те учебники трезвости).

И, действительно, мы только тогда сумеем изменить ситуацию в нашем с  вами Отечестве, когда мы воспитаем трезвое поколение. То есть когда люди вырастут на совершенно другой ментальности, на других ценностях. Но вот тут-то и возникает самый сложный вопрос: для того, чтобы осуществить это, у нас должна быть в первую очередь методика,  должны быть программы, должны быть специалисты, которые этим делом будут заниматься. Мы можем проводить различные акции, мероприятия, встречаться, общаться, пить чай – от этого народ трезвым не будет. И поэтому, если мы действительно серьёзно хотим – есть такое понятие «можно решать проблему всю жизнь, а можно проблему решить». По крайней мере дореволюционный опыт подсказывает, как надо решать проблему. Есть замечательная диссертация московского трезвенника  Георгия Витальевича Гусева «Воспитание трезвости в школе». В ней он рассмотрел исторический опыт, современный опыт, и предложил, как это можно было бы сделать. И я думаю, что это главная задача, на которой нам надо сосредоточить свои усилия, и именно для этого мы и должны трудиться и трудиться.

На снимке: о. Игорь Бачинин в Доме трезвости, встречу с саратовскими трезвенниками ведёт Наталия Александровна Королькова