Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

Трезвый Саратов

ts logo

Молодежное движение "Трезвый Саратов" (МДТС) - программа, позволяющая поддержать стремление молодежи к трезвости и здоровью, гражданской активности и самореализации.

Подробнее...

 

Ассоциация скаутов

asso logo new

Программа самовоспитания подростков, развития их конструктивного взаимодействия, личной и гражданской ответственности, физических, волевых и творческих качеств.

Подробнее...

 

Во славу Отечества

vso logo

Уникальная программа патриотического воспитания подростков, сочетающая допризывную, спасательскую, краеведческую и волонтерскую подготовку с пропагандой ЗОЖ

Подробнее...

 

Летний палаточный лагерь

camp logo

Уникальная технология демонстрации подросткам преимуществ здорового образа жизни, основанная на учете их идей, интересов и возрастных особенностей.

Подробнее...

 

Жаль: эта цитата ав­торитетного учёного нам весьма пригоди­лась бы в спорах, к примеру, в ситуации, которую я наблюдал осенью прошлого года: молодая мама беседовала со священни­ком, высказывала свои опасения – как бы частое причастие не повредило бы её сы­нишке, предрасположенного к алкоголиз­му (и дед, и отец у него – алкоголики). Священник не смог убедить её в том, что умеренное употребление вина не может повредить. Больно было смотреть, как ис­тинно верующая женщина разрывалась между послушанием (батюшка не может посоветовать плохого) и интуитивно най­денным откровением – любое употребле­ние вина – зло, то есть зло не чрезмерное употребление вина, а само по себе вино – зло.

 

А как же строки из Библии, где прямо говорится, что вино – Божий дар? Как же известные слова апостола Павла, обращён­ные к Тимофею, где апостол прямо сове­тует пить вино «ради пользы для желуд­ка»? Наконец, как быть с неотразимым ар­гументом защитников вина: первое чудо, совершённое Иисусом Христом – превра­щение воды в вино? Что может быть авто­ритетнее для христианина, чем свидетель­ство Самого Иисуса Христа? И в то же вре­мя любой здравомыслящий православный мирянин видит массу примеров того, как от вина страдают люди. Как примирить не­преодолимое противоречие положений теории, освящённых высочайшими авто­ритетами, с ежедневной практикой, свиде­тельствующей об обратном?

Слава Богу, теперь у нас есть научные доказательства того, что вино древности и нынешнее вино – совсем не одно и то же. В 2003 году издательство «Источник жизни» (г. Тула) выпустило книгу Самуэля Баккиоки «Вино в Библии». Автор, амери­канский учёный-богослов, пишет: «Я был удивлён, поняв, что четыре родственных слова: wine в английском, vinum – в ла­тинском, oinos – в греческом и yayin – в еврейском языках исторически употребля­лись для обозначения виноградного сока, броженного или перебродившего. Когда я применил это открытие к библейским текстам, говорящим о вине, я был приятно удивлён, обнаружив, что в ссылках на «вино» в положительном смысле говорится о неперебродившем, неалкогольном виног­радном соке, в то время как в ссылках с отрицательным оттенком сказано о бро-женом, алкогольном вине».

Ларчик просто открывался: люди биб­лейских времён называли одним и тем же словом – «вино» – и сок, и то, что сегодня мы имеем в виду под словом «вино» – ал­когольное изделие. Становится понятным, почему в Библейских рассказах матери без­боязненно поят младенцев вином: на самом деле – виноградным соком. Не вы­зывает недоумения и поучения апостолов, призывающих пить вино ради пользы для желудка. Исчезает противоречие: то про­роки осуждают вино, то – восхваляют. Аме­риканец Самуэль Баккиоки провёл линг­вистический анализ всех мест в Библии, в которых упоминается о вине. С его выво­дами мы и знакомим читателей нашего сайта, публикуя отрывки из книги ис­следователя-богослова.

Владимир ВАРДУГИН

 

Бог предусмотрел для нас калорийную, питательную еду и восхитительный сладкий напи­ток – виноградный сок. Про­блема заключается в том, что благотворный Божий дар, ви­ноградный сок, был извращён людьми тем, что ему было по­зволено бродить. И сегодня налицо виден результат – мил­лионы людей, включая многих христиан, не ищут естествен­ного наслаждения в принятии благотворных, удовлетворяю­щих фруктовых соков, подоб­ных виноградному, но, скорее, ищут временного возбуждения, принимая внутрь вино и алко­гольные изделия. Влияние их – временное снятие напряже­ния, притупление чувств и, как следствие, – уменьшение способности сознательно наслаж­даться Божиими дарами – на­туральными продуктами.

Мог ли Бог законным об­разом рекомендовать умерен­ное употребление алкоголя, зная его вредное влияние? Умеренность лишь уменьшает, но не устраняет болезненных последствий алкоголя. Это же истинно и по отношению к употреблению табака. Выкури­вание половины пачки вмес­то двух пачек сигарет лишь уменьшает, но не устраняет вред табака. Абсурдно и весь­ма опасно воображать, что Бог может одобрять и поощрять умеренное употребление алко­голя, который отравляет наш организм, независимо от коли­чества потребления.

Апокрифическая книга «Дела и мученичества Мат­фея» – труд, бывший в обра­щении во втором и третьем столетиях христианской эры, свидетельствует об употребле­нии свежевыжатого виноград­ного сока при праздновании Вечери Господней: «Принеси­те как приношение святой хлеб; и, выжав три грозди ви­нограда прямо в чашу, прича­ститесь со мной так, как Гос­подь Иисус показал нам, как совершать это, когда Он вос­крес из мёртвых в третий день». Это ясное и определён­ное свидетельство не только об обычае изготовления ви­ноградного сока посредством выжимания винограда, но также свидетельство об употреб­лении неперебродившего ви­ноградного сока при праздно­вании Вечери Господней.

Есть указания на то, что практика выжимания сохранён­ных виноградных гроздьев прямо в чашу для Вечери Господней продолжалась в течение столетий. К примеру. Третий собор в Браге (675 год по Р.Х.). В его отчёте мы на­ходим обвинения Киприана против тех, «которые не представили никакого другого вина (vinum) во священную чашу Господню, но только то, кото­рое они выжали из гроздьев винограда». Достойно внимания, что в этом отрывке све­жий виноградный сок назван «вином» (vinum). Обвинение в данном случае было направ­лено не против употребления неперебродившего виноград­ного сока как такового, но про­тив того, что виноградный сок не был смешан с водой.

Некоторые доказывают, что Соломон предостерегает про­тив пьянства, допуская умерен­ное потребление алкоголя (Притч. 23: 33-35). Однако Соломон разрешает проблему неумеренного пьянства, при­зывая не к умеренности, но к полному воздержанию. Поче­му? Потому что источник вся­кого нечестия и страданий, при­носимых опьяняющим вином или другими алкогольными из­делиями, заключается не в зло­употреблении, но в самой их природе: они способны при­чинить боль, подобно укусу змеи и жалу аспида (см. Притч. 23:32).

Когда мы примем библей­ское учение о том, что алко­голь бесчестит нас, мы пере­станем доказывать, что хоро­шо просто не злоупотреблять им. Соломон осознал главную истину – проблема алкоголя не просто в злоупотреблении им, а но в нём самом. Приро­да опьяняющего вина и дру­гого алкоголя заключается в том, чтобы обмануть и нанес­ти вред личности, следова­тельно, мы не должны ни же­лать, ни пить их. Можно не­правильно употреблять доброе, но плохое непре­менно повредит. Потому единственно безопасный курс – воздерживаться от всего, что опьяняет.

Мог ли Христос предложить Своим ученикам чашу броженого вина, чтобы символизи­ровать Свою незапятнанную кровь, пролитую ради прощения наших грехов? Может ли искупительная и очищающая кровь Христа соответствую­щим образом быть представ­лена опьяняющей чашей, кото­рая в Священном Писании яв­ляется символом человечес­кой развращённости и Боже­ственного гнева?

Мы не можем представить себе Христа, склонившегося в благодарственной молитве к Отцу, чтобы благословить чашу, содержащую алкогольное вино! На такое вино Писание повелевает даже не смотреть! (См. Притч. 23:31). Чаша, ко­торая опьяняет, является ча­шей проклятия, а не «чашей благословения» (1 Кор. 10:16); это «чаша бесовская, а не чаша Господня» (1 Кор. 10:21).

До этого момента иску­пительная кровь Христа была представлена кровью тельцов и козлов (см. Евр. 9:13.14), те­перь в Новом Завете новым символом должно стать вино Вечери Господней. Кровь Хри­ста была свободной от осквер­нения и разложения. В Его венах не было даже пятна гре­ха. «Тот, Которого Бог воскре­сил, не увидел тления» (Деян. 13:37),будь это в жизни или в смерти. Чтобы символизиро­вать чистоту Своей крови, пролитой ради прощения грехов, Иисус взял чашу и относитель­но её содержимого провозг­ласил: «Сие есть Кровь Моя» (Мф. 26:28). Содержимое этой чаши едва ли могло быть броженым вином, так как после­днее не могло надлежащим образом символизировать не­тленную «драгоценную Кровь Христа» (1 Петр. 1:18, 19).

Броженое вино является подходящим символом раз­ложения и смерти, поскольку брожение уничтожает наибо­лее питательные элементы, находящиеся в виноградном соке. С другой стороны, неперебродивший виноградный сок с его благотворными пи­тательными свойствами яв­ляется надлежащим симво­лом благословений спасения и бессмертной жизни, дарованных нам через кровь Хри­ста. Писание говорит, что Его кровь «очистит совесть нашу от мертвых дел» (Евр. 9:14), а броженое вино ослабляет наши моральные наклонно­сти и пробуждает наши низ­менные страсти, оскверняя, таким образом, нашу совесть. Как может такой продукт над­лежащим образом представ­лять очищающую силу иску­пительной крови Христа? Вряд ли это может быть. Он более подходит для пред­ставления моральной болез­ни и вины, нежели прощение и очищение.

Причины, представленные Петром и Павлом для того, что­бы в жизни быть воздержан­ным и благочестивым, не про­сто медицинские, но эсхатологические. Здоровая и святая жизнь рекомендована в Свя­щенном Писании не просто ради личного здоровья и бла­га, но главным образом из-за Божьего намерения пребы­вать в наших телах во время нынешней жизни (1 Кор. 3:16,17; 6:13) и общаться с нами в жизни грядущей. Что­бы приготовиться жить в при­сутствии Христа после его второго пришествия, нужно на­учиться жить чистой и благо­честивой жизнью уже теперь. Это основная причина, указан­ная Павлом в Послании к Титу, в призывах, обращенных не только к епископам, но и ко всем группам людей: лицам преклонного возраста, молодё­жи и рабам – жить трезвой и благочестивой жизнью.

Почему американцы дос­тигли успеха в упразднении рабства, но почти 18 милли­онов стали рабами алкоголя? Частично ответ лежит в раз­личии морального восприятия этих двух проблем. Большин­ство американцев постепенно стали воспринимать рабство как расовую дискриминацию, как моральное и обществен­ное зло, с которым надо бо­роться и устранить его. Одна­ко, что касается алкоголя, то, за исключением краткого пе­риода действия сухого закона (1919-1933), большинство аме­риканцев стало воспринимать алкоголь как возлюбленного врага, которого надо просто ограничивать, но не уничтожать. Эта точка зрения, как мы уже видели, поддерживалась мне­нием о том, что Библия одоб­ряет умеренное потребление алкоголя.

Отсутствие ясного мо­рального убеждения, что упот­ребление алкоголя является грехом из-за способности опьянять тело, независимо от принятого количества, побуж­дает большинство христиан в Америке и в остальном мире верить, что ответственность церквей, школ, средств массо­вой информации и прави­тельств – учить людей скорее умеренному употреблению ал­коголя, чем воздержанию от него. Единственной причиной, указывают в книге 2Алкоголь в Америке» Стив Олсон и Дин Р. Герстейн, является «конф­ликт ценностей» в американ­ском народе. В то время, как многие люди рассматривают пьянство как полную безнрав­ственность, или, по крайней мере, как моральную слабость, другие воспринимают распи­тие алкоголя как признак сво­боды или как традиционное средство общения между людьми, конфликт между эти­ми двумя взглядами может поставить в тупик политические решения, оставляя пре­дупредительные инициативы парализованными.

Последствия очевидны: 18 миллионов американцев, будучи вначале умеренными потребителями алкоголя, ста­ли пьяницами, принося ущерб обществу в 117 миллиардов долларов в год: ежегодно как минимум 100 000 человек лишаются жизни. Причина этих трагических результатов проста: алкоголь является наркотиком, который не толь­ко опьяняет, но также вызывает привыкание. Для неко­торых людей хватает всего лишь небольшого количества спиртного, чтобы стать по­стоянно зависимым. «Мы также должны помнить, – пи­шет Сидней Кохен, консуль­тант при Национальном ин­ституте по злоупотреблению наркотическими средствами, – что даже два стакана в день для некоторых слишком много. Есть люди очень чувствительные даже к малень­ким количествам алкоголя». Поэтому стоит ли удивлять­ся библейскому предостере­жению: «Не смотри на вино» (Притч. 23:31)

Самуэль БАККИОКИ