Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

Когда я вошёл в кабинет № 26 школы № 45 г. Саратова, то сразу же понял: урок трезвости получится интересным, поскольку Максим Николаев из 9 «б» настраивал мультимедийку для  презентации, и на экране первым делом высветилась страница с названием: «Беседа-дискуссия «Трезвость – норма жизни» ». Подготовили дискуссию завуч школы Наталия Владимировна Юдина и учитель химии и основ здорового образа жизни (такой есть школьный предмет!) Ольга Викторовна Шибаева. Подискутировать они пригласили не только активистов «Саратова молодого» (на этот раз пришли на урок Наталия Алесандровна Королькова, отец Андрей Евстигнеев, врач Маргарита Игоревна Самсонова, Вадим Николаевич Снаркович, лидер детской организации «Синегория», и Рамиль Рахматуллин, руководитель саратовского отделения межрегиональной общественной организации «Новая традиция»), но и врача-нарколога Михаила Викторовича Боровкова и оперуполномоченного управления наркоконтроля Динару Вильдановну Киселёву.

Поначалу беседа шла размеренно и чинно. Назвав алкоголь похитителем рассудка, Ольга Викторовна Шибаева предоставила слово старшеклассникам, которые по сценарию рассказывали, как вредны и совершенно не нужны для жизни знакомые незнакомцы – легальные наркотики алкоголь и табак: «Ещё до нашей эры наши предки стали понимать, насколько пагубно пьянство», – заметил Никита Цыганов из 8 «а» (потом в речи Наталии Александровны Корольковой прозвучал примечательный факт: в то время как у греков и римлян в пантеоне были Вакх и Дионис, боги виноделия, у славян не было бога винопития, это к вопросу о клевете, дескать, «извечно русское пьянство»). Прозвучали сожаления, что многие таланты погибли от алкоголя, как, к примеру, Джек Лондон, американский писатель, оставивший нам много рассказов и повестей, в том числе и «Джон Ячменное зерно» – исповедь человека, вырвавшегося из алкогольного капкана, увы, слишком поздно. Писатель замечал, что алкоголь обещает много заманчивого, «но обещания эти ложны: обманчив душевный покой, физическая сила, которую оно обещает, призрачна, под влиянием хмельного мы теряем истинные представления о ценности вещей», – процитировала Дарья Борисенко, ученица 8 «а» школы № 45.

Ольга Викторовна предложила собравшимся ответить  на вопрос, заданный ещё Львом Николаевичем Толстым: «Для чего люди одурманиваются?» (так называлась одна из тринадцати антиалкогольных статей великого писателя). Тут уж ребята заговорили без шпаргалок, и не могло не радовать, что они правильно информированы: чтобы не чувствовать себя белой вороной,  чтобы не выделяться из толпы, такая традиция… Вадим Николаевич Снаркович проиллюстрировал тезис о давлении общественного мнения восточной притчей о старике, мальчике и осле: как бы они ни пытались двигаться, то дедушка, то мальчик сидя на осле, то вместе идя пешком рядом с ишаком, толпе всё не нравилось. Отец Андрей сказал, что так уж устроен человек, что всегда ищет виноватого на стороне, а надо, чтобы каждый искал причины всего случающегося с ним в себе самом: «Вы же не обижаетесь, если на соревнованиях по бегу кто-то вас обогнал, вы не предъявляете ему претензии, зачем он бежал быстрее».

Главная причина того, что рождённые трезвыми начинают пить спиртное – запрограммированность с детства, причём подводят к мысли, что взрослый человек должен пить незаметно, поэтому каждый пьющий полагает, что он сам до этого додумался. К примеру, обратил я внимание ребят на то, что многие из них употребляли словосочетание «спиртные напитки», но ведь алкоголь – яд, он не может питать. В это время Максим Николаев перелистал страницу презентации, и на экране высветилась фраза о «фармакологических свойствах алкоголя». Тоже образец программирования: слово «фармакология» означает «раздел медицины, изучающий действие лекарственных веществ на организм», значит, алкоголь лечит? Абсурд!

Врач Маргарита Игоревна Самсонова, вкратце рассказав о действии алкоголя на мозг, предложила несколько иначе посмотреть на проблему: не почему люди одурманиваются, а для чего их одурманивают и кому это выгодно. И опять школьники проявили эрудицию, верно отметив, что в Древней Греции рабов умышленно спаивали, чтобы те не помышляли о восстании.

Школьники верно заметили, что пьянство выгодно тем, кто производит и продаёт спиртное, табак, другие наркотики. И если одни люди хотят нажиться, другие – противостоят распространению пьянства. Даже на протяжении короткой пока жизни ребят ситуация меняется к лучшему. «В детстве, я помню, – поделился своими наблюдениями Никита Цыганов, – по всем каналам крутили рекламу пива, сейчас этого нет. Но государство сильнее должно бороться за трезвость». С ним согласился Рамиль Рахматуллин, обратив внимание ребят на то, что на федеральном канале идёт телепередача «Контрольная закупка»: «Что они там дегустировали? Алкоголь! Они показывали, какой вред приносит денатурат, какие плохие люди производят плохой алкоголь, а есть якобы хороший алкоголь, то есть на государственном канале показывают и учат людей пить, как выбирать «правильный» алкоголь. До революции 1917 года в школах велись регулярно уроки трезвости. Рамиль Рахматуллин сообщил, что сразу же после Великой Отечественной войне в наших школах преподавали логику, чтобы дети учились думать и делать правильные выводы, потом кто-то решил, что самостоятельно думать – непозволительная роскошь, и из народа стали формировать толпу потребителей.

К чему приводит алкоголизм, яркий пример привела Динара Вильдановна Киселёва из наркоконтроля, рассказав о матери-алкоголичке из Затона, у которой отобрали сына, жившего в собачьей будке, поскольку ей было уже ни до чего, лишь бы достать выпивку и напиться. «Самый сильный инстинкт – инстинкт материнства, – пояснила Динара Вильдановна, – но и его отключает алкоголь. Когда самые главные инстинкты отключаются – это и называется зависимостью».

Маргарита Игоревна Самсонова рассказала об особенностях женского алкоголизма: девчонкам нельзя впускать в себя алкоголь, поскольку детородные клеточки им даются раз и навсегда при рождении, и любой бокал шампанского может повредить именно ту клеточку, из которой зародится новая жизнь, и из такой обкромсанной алкоголем клеточки обязательно родится больной ребёнок.

Говорили о пиве, что его не зря рекламируют наши враги, уверяя, что это – слабый алкоголь, на самом же деле, образно заметила Самсонова, «это как атомная бомба».

Дискуссия в конце урока переместилась в президиум. Врач-нарколог Михаил Викторович Боровков привёл данные о проведённых исследованиях о степени тревожности в разных странах мира, и если в азиатских и европейских государствах она не превышает сорока единиц, то у нас в России – семьдесят! (напрашивается вывод – как тут не запить!), алкоголики же в Европе  и у нас – тоже разные. Наталия Александровна Королькова сразу воскликнула: «А кто эти исследования проводил?». И рассказала о своей встрече в Москве с директором английского института изучения алкоголя. Наталия Александровна спросила его, как понимать растиражированные незадолго до их встречи результаты исследования одной американской корпорации о продолжительности жизни: дольше всех живут умеренно пьющие алкоголь, меньше – трезвенники, ещё меньше – алкоголики. И англичанин раскрыл секрет: в трезвенники записали тех, кто долго пил и получил сердечные заболевания и тогда перестал пить. Естественно, такие «трезвенники» с больным сердцем живут меньше. Вот и таким способом, якобы через научные исследования, одурманивают людей.

Беседа-дискуссия «Трезвость – норма жизни» вышла за рамки узкой темы, полагаю, размышления о жизни, о том, как ориентироваться в нашем непростом мире запомнятся юным, а чёткое определение, кого считать патриотом, данное Рамилем Рахматуллиным, послужит им ориентиром: «Настоящие патриоты – те, которые не смотрят, как у них там, они поднимают страну здесь, на месте, и смотрят на соседа: если сосед начал употреблять алкоголь, или никотин, нужно ему помочь. Неважно, что там, кто там, плохие или хорошие, американцы или французы – пусть они живут так, как хотят, наша задача сейчас – чтобы у нас здесь, дома, среди близких, не было проблем, чтобы помочь человеку».

Пример истинного патриота – постоянно перед глазами учеников школы № 45: на стенах в коридоре третьего этажа выставка картин героя Великой Отечественной войны (четырнадцать правительственных наград, в том числе и орден Славы) Ивана Евдокимовича Шпульникова (1915-2001). У него в школе № 45  была мастерская, он постоянно устраивал выставки своих картин, завещав свои полотна школе. В прошлом году школьники изготовили новые рамки, и ныне экспозиция учителя-художника радует учащихся.

Есть свои таланты и среди учеников школы. На вопрос Динары Вильдановны Киселёвой, кто рисует, кто поёт поднялся лес рук. Вопрос оперуполномоченной наркоконтроля был не праздный: «Чтобы убрать что-то, – я говорю об алкоголе, сигаретах, других наркотиках, – нужна для этого альтернатива, что-то привнести в жизнь и понимать, для чего вы живёте». Таланты есть во всех школах. Весь урок Дмитрий Иванов, десятиклассник школы № 95, внимательно слушал, то и дело щёлкая затвором фотоаппарата. Оказалось, готовит отчёт об уроке трезвости для сайта своей школы. Так информация о диспуте, размышления ребят и взрослых о том, почему люди одурманиваются и кто и зачем их одурманивает и как избежать зависимости, не стать жертвой этого одурманивания – выйдет на просторы интернета, и наш урок трезвости распространится на широкую аудиторию.

Владимир ВАРДУГИН

На снимках: дискуссия; Дмитрий Иванов начинает свой фоторепортаж;