Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

Пока подтягивались в актовый зал школы № 10 опаздывающие на урок трезвости (а сюда прибыли также ученики школ №№ 8 и 9, Русской православной классической гимназии), на экране мультимедийки сменяли друг друга видеоклип песни Игоря Растеряева «Ромашки», мультфильм «Иван-царевич и табакерка», видеоролики «Общего дела» (с неизменным рефреном «Береги себя!»), фрагмент документального фильма о Фёдоре Углове. После чего на экране застыло изображение новогодней открытки с пожеланием «Счастья и Трезвости в Новом году!» Хотя на календаре и было уже 19 января, однако новогоднее поздравление ещё не утратило своей актуальности.

Наконец, все опоздавшие заняли своё место (а собрались свыше сотни учеников средних и старших классов), и Наталия Александровна Королькова обратилась к залу с неожиданным заявлением: «Мы не будем учить вас трезвости…» – «Вот тебе раз! – наверное, подумали ребята, – урок трезвости, и не будут учить трезвости?» А Наталия Александровна продолжила: «Вас не надо учить трезвости, она вам от рождениядана, но мы хотим, чтобы вы научились сохранять свою природную трезвость. Это очень важно!»

И далее Наталия Александровна поведала о своей поездке в Подмосковье на международный антинаркотический лагерь, откуда вернулась буквально вчера. Там её поразила беседа двух взрослых уже людей, Андрея и Михаила, сумевших вырваться из наркотического плена. Вспоминая прошлое и сопоставляя свою судьбу с жизнью других наркоманов, приехавших в лагерь, Андрей и Михаил удивлялись тем, кто попал в зависимость, перешагнув тридцатилетний порог. «Ну ладно мы, подростками побоялись отказаться от первой пробы, когда товарищи предложили, но они-то уже должны знать, не маленькие!» – «Михаил, а вспомни, тебе в твои школьные годы кто-нибудь говорил об опасности? – спросила Наталия Александровна. – Наверняка те, кто предлагал, успокаивали: это не вредно, попробуй! Если бы ты знал – разве бы попал в зависимость?»

Тут Наталия Александровна обратилась к залу с пояснениями, для чего им, трезвым от природы, нужно знать о проблеме зависимости: «Нужно знать, иначе вас обманут! В интернете много недостоверной и просто  фейковой информации о наркотиках, в том числе и об алкоголе». Школьники узнали немало фактов о том, как воздействует алкоголь и другие наркотики на мозг человека, как возникает зависимость. Слушали внимательно, своими вопросами подсказывая развитие темы беседы. Так, гимназист Никита Паницков, когда лектор развенчивала миф о том, что на Кавказе немало  долгожителей, поскольку народ там пьёт вино, пояснил: «Они пьянеют от перепада давления», то есть эйфория у горцев возникает от недостатка кислорода. Наталия Александровна Королькова  вспомнила, как ещё в позапрошлом веке учёные определили, отчего возникает эйфория у пьющих спиртное. Процесс идентичен кислородному голоданию у поднимавшихся на воздушном шаре людей на большую высоту. Только у воздухоплавателей кислорода не хватало потому, что его на высоте мало, а у пьющих – из-за того, что слипшиеся под воздействием спиртного кровяные тельца закупоривают капилляры в мозгу, капилляры лопаются, и недостаток крови, несущей в мозг живительный кислород, вызывает кислородное голодание в клетках, они умирают, и эта гибель воспринимается как опьянение. Человек теряет часть мозга, и радуется тому! Необъяснимый трагический парадокс!

Урок прошёл не в виде монолога. Время от времени лектор обращалась за помощью к залу, просила подсказывать, как можно ответить на тот или иной вопрос. К примеру, рассказала об одном открытии одного старого журналиста, в социальной сети общающегося с нею. Он тщетно лечил свою болезнь, врачи не помогали, а какой-то доброхот посоветовал: поезжай в деревню, купи самогона – поможет! «Наталия Александровна! – торжествовал старый журналист, – ведь помогло же! Не болит у меня!» – «Как вы думаете, ребята, почему у него теперь не болит? Что его вылечило?» – «Он в деревне чистым воздухом подышал», – предположила одна девочка, но Наталия Александровна уточнила: «Он не в деревне, в городе «лечился» самогонкой». И тут тот же Никита Паницков попал в самую точку: «Самогонка затупляла его боль!» – «Да, совершенно верно, – обрадовалась находчивости ребят Наталия Александровна, – «алкоголь», слово арабское, на русский так и переводится – «одурманивающий, отупляющий». В старину, когда не было обезболивающих лекарств, при операциях пациентов поили алкоголем».

Как и всегда на наших уроках трезвости, дети получили много информации. Как они ею воспользуются? Наталия Александровна заметила, что каждый делает свой выбор сам, сам же и создаёт своё окружение. Выразила надежду, что знание поспособствует формированию трезвеннических убеждений. Знание – сила! Но только в том случае, когда эти знания подводят к верным выводам, учат видеть и верно анализировать.

Владимир ВАРДУГИН

На снимках: на уроке трезвости в школе № 10 Наталия Александровна Королькова; восьмиклассник Русской православной классической гимназии Никита Паницков отвечает на вопрос. 19 января 2018 года