Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

Второй день весеннего скаутского слёта начался с мозгового штурма. Руководитель программы слёта педагог Андрей Николаевич Аверьянов предложил отрядам (к вчерашней пятёрке присоединились воспитанники Центра «Возвращение» Ленинского района) после обсуждения представить один день будущего палаточного лагеря «ОПЛОТ-2019».

С четверть часа ребята перешёптывались друг с другом, склонившись над листком бумаги, вписывали и зачёркивали, спорили и соглашались, когда кому-либо приходила в голову интересная мысль. Тон задавали те, кто уже побывал в «Оплоте» в прошлые годы, таковые нашлись во всех отрядах. «У нас из одиннадцати ребят только Вадим Чикризов был в летнем лагере, а Даниил Лучников прошлой осенью участвовал в осеннем слёте», – представила «бывалых» психолог Цента «Возращения» Людмила Геннадьевна Кирсанова.

Но вот обсуждение закончилось, и представители команд стали по очереди выходить к сцене защищать свои проекты. Свои варианты летнего дня предлагали: от отряда «ВолСар» Андрей Назаров, день «Пересвета» обрисовала Ирина Голубева, за «Колибри» отчитались Пётр Слободяник и Ксения Леонова, также вдвоём отвечали на вопросы зала Ира Сергеева и Вероника Зюкова из «Пламени», «Сороконожек» представляла Карина Сучилина, а Центр «Возвращение» – Степан Розов.

Самым популярной игрой оказался лазертаг, все команды не забыли об этой увлекательной игре. Конечно же, как не вспомнить о купании. «Пересвет» построил свой день тематически, красной нитью от подъёма до отбоя прошла музыка. Дважды упомянули песню и «Сороконожки», Карина Сучилина уточнила в ответ на вопрос Анисьи Колесниковой из «Пересвета», почему в расписании песня упоминается в отдельном конкурсе и у костра: «У костра прозвучат песни-победители конкурса». У меня вызвала вопрос строка в расписании дня «Колибри» – «Голодные игры» (речь шла о лазертаге), Пётр Слободяник пояснил, что вовсе не на голодный желудок будут сражаться, а так именуют игру, когда каждый играет сам за себя, «утоляет голод» стреляния.

Защита проектов отражалась на экране мультимедийки: скаут из штаба Артём Бунякин по ходу рассказа вносил в расписание мероприятия. Конечно же, и после обсуждения на весеннем слёте будут вноситься корректировки, утверждаться на скаутском штабе и педагогами, но начало положено – сохраняется традиция самим планировать, и это хорошая практика: скучно  придумают, так и не на кого будет пенять. Хотя, как свидетельствует практика, скуку в свои летние палаточные лагеря скауты не пускают.

Нескучно прошёл и психологический тренинг второго дня весеннего слёта, его провела Инесса Ивановна Музалевская, руководитель слёта. Тренинг начался с отбора  в группы для обсуждения, тут уже не отряды соревновались друг с другом, а заодно тренировалось командное взаимодействие. Инесса Ивановна назначала старших групп – Петра Слободяника, Ирину Голубеву, Настю Толчину,  Лену Храмовичеву, Ирину Сергееву, им в помощь дала ребят из разных отрядов.

Тема тренинга – «Путь к успеху». А что такое успех? Это обсудили в первую очередь, попутно выяснив, что не все хотят стать успешными, как Настя Толчина, объяснившая свою позицию: «Если ты успешный, с тобой могут общаться тупые из-за выгоды» – «А для тебя-то что плохо?» – не поняла аргументацию Инесса Ивановна. «Друзей настоящих не будет». – «Почему?» – «Потому что со мной будут общаться из-за выгоды». «Если человек считает, что  с ним будут общаться только из-за выгоды, такой человек успешен?» – вопросила зал Инесса ИИвановна, и все вместе стали искать ответ на этот вопрос, каждый высказывал свою точку зрения. Потом также все вместе находили, по заданию педагога, определения, какими можно охарактеризовать слово «успех», причём одним командам достались прилагательные, другим – существительные, а группе Ирины Сергеевой – глаголы. Среди существительных назывались такие, как «признание», «удача», свобода», «достижение», «счастье»; глаголы представляли слова «достичь», «привлечь», прилагательные – «целеустремлённый», «известный», «самостоятельный», «доверчивый». Последнее определение Инесса Ивановна забраковала: «Доверчивый не может быть успешным, я вам сейчас это докажу».

Цепочка доказательств стала высвечиваться на экране презентации. Сначала там процитировано было энциклопедическое определение: «Успех –  это общественное признание, удача в достижении чего-либо, хорошие результаты в учёбе, работе». Потом кадр за кадром разворачивалась формула успеха, как его понимают современные психологи: успешный человек – это человек целеустремлённый (Ц) + В (вера в себя, здесь Инесса Ивановна пояснила: «Доверчивый – другим верит, а успешный должен верить в себя») + С (самостоятельность) + О (ответственность, «за себя умеет отвечать») + Т (творческий подход).

Букву «Т» проиллюстрировали экспериментом: Инесса Ивановна вызвала от каждой группы по одному, поставила два стула, предложив вызванным для эксперимента «успешным бизнесменам» преодолеть препятствие (роль препятствий играли стулья). Разными способами преодолевали: Ирина Голубева их перешагнула, Настя Толчина пролезла под стулом, Пётр Слободяник лихо перепрыгнул их. И никто не угадал правильный ответ: требовалось отодвинуть их и пройти, только и всего.

И последний + добавился на экране: СМ – стратегически мыслить.

Стратегически мыслить помогает опыт предшествующих поколений. Педагог раздала каждой группе по изречению выдающихся людей – Эйнштейна, Карнеги, Черчилля и других, за пять минут полагалось расшифровать, что хотел сказать той фразой успешный человек. Группе Никиты Андриянова достался афоризм Уолта Диснея: «Способ, чтобы начать, состоит в том, чтобы прекратить говорить, и начать делать». Никита разъяснил: «Нужно не бесконечно обсуждать, а делать дело».

Однако сам творческий ход тренинга, на котором школьники учились формулировать свои мысли, отстаивать своё мнение, защищать свою позицию, облекать в слова своё видение проблемы и пути её решения как раз свидетельствует, что и слово – тоже дело, «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Словами, которыми защищали свои позиции в дискуссии на тренинги, скауты оправдаются, ибо и во второй день весеннего слёта узнали много нового, полезного, что пригодится им в жизни.

Владимир ВАРДУГИН

На снимках:  Андрей Николаевич Аверьянов называет тему «мозгового штурма»; свои проекты защищают Пётр Слободяник и Ксения Леонова из «Колибри», и Степан Розов из «Возвращения»; Инесса Ивановна Музалевская начинает психологический тренинг «Путь к успеху»; команда Никиты Андриянова: «О чём же хотел сказать нам Уолт Дисней?»