Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья

пнд.-пт.  10.00 - 16.00   сб. 10.00 - 13.00

тел.  (845-2) 23-68-10, 23-15-72

e-mail: ot45@yandex.ru

В гимназии № 108 г. Саратова ежегодно в конце апреля проводится «Неделя социально-психологической службы». Светлана Валерьевна Драгунова, социальный педагог гимназии, перечислила, чем наполняется та неделя: ребята встречаются с работниками центра семьи и детей, инспекторами госавтоинспекции и по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства. Педагоги проводят интеллектуальные игры «Подросток и закон» для восьмиклассников, пятиклассники расспрашивают родителей об истории своей семьи, чтобы составить герб семьи. Как усваивают материал – о том расскажет выставка рисунков гимназистов о гимназии через призму проходящей «Недели…», а в конце неё в торжественной обстановке на общегимназической линейке самым активным участникам вручаются грамоты и дипломы (в этом году линейка будет проведена 29 апреля). Светлана Валерьевна зачитала мне строки из документа о проведении «Недели…», какие цели она преследует, в переводе с юридического языка на гражданский эти цели можно сформулировать так: способствовать развитию личности гимназиста, помогать росту его гражданской активности и воспитывать патриотов России. Очень удачно вписались в «Неделю…» уроки трезвости, уже третий год подряд к гимназистам приезжает Наталия Александровна Королькова, председатель Саратовского общества трезвости и здоровья. В этом году такой урок она провела 24 апреля.

Приехала, как и в прошлые разы, не одна, а с командой активистов молодёжного движения «Трезвый Саратов». От обычных уроков трезвости, проводимых в учебных заведениях, ежегодный в гимназии № 108 отличается тем, что аудитория более подготовлена. Хотя и гимназисты не освобождены, как и большинство наших соотечественников, от мифов о легальных и нелегальных наркотиках, о трезвости и здоровом образе жизни. Вот развенчиванию мифов и выявлении правды о трезвости и была посвящена беседа с гимназистами. В ходе её  в сознание впечатывались ясные и чёткие формулы и формулировки, процитирую самые запоминающиеся из них.

«Гимназия есть гимназия, – похвалила восьми- и девятиклассников, пришедших на урок чёткими рядами и быстро занявших свои места, Наталия Александровна в начале своего выступления. – Дисциплина хорошее качество, которое должно быть присуще каждому человеку, потому что без дисциплины успеха не будет. Дисциплина бывает и внутренняя, которая внутри нас сидит, мы сами себя  дисциплинируем».

Переходя к теме урока, Наталия Александровна дала определение трезвости: «Трезвость – это естественное состояние человека, данное ему природой». Заметила, что такого понятия не должно было бы быть, так как мы рождаемся трезвыми, однако появилось противоположное ему понятие, и оно связано с химическими веществами, вызывающими зависимость: «Человечество почему-то споткнулось об эти вещества, ошиблось, не сразу изучило, не сразу поняло». Как пример ошибочного применения наркотика Наталия Александровна привела историю врача Жака Нико, лечившего мигрень… табаком. Такой вот парадокс: именем врача назван наркотик – никотин.

Сегодня мы живём в мире наркотиков. Даже те, кто далёк от них, знают классификацию наркотических средств. Наталия Александровна спросила, какие классификации знают гимназисты, и они сходу назвали: сильные и слабые, синтетические и природные. Лектор подчеркнула, что для человека нет слабых наркотиков, любой сильнее человека, а в противопоставлении «сильные – слабые» их  сравнивают между собой, по степени убийственного воздействия.

О том не знал в своё время Руслан Ринатович Бисултанов, ныне специалист по химическим зависимостям («я хотел бы, чтобы такой профессии не было, но, к сожалению, она пока востребована, поскольку есть наркоманы»). Он не верил, что табак и алкоголь – сильные наркотики, когда ему друзья-школьники предложили попробовать, он полагал, что только попробует, и сразу же бросит. И недоумевал, почему мама забила тревогу, предупреждая об опасности. Ему же понравилось состояние опьянения. А как попал в ловушку? Так объяснил механизм вербовки:  «Есть потребность быть принятым, быть услышанным, быть полезным. И из этой потребности – быть услышанным, быть принятым, быть понятым – мы начинаем формировать нашу зависимость». И тут лектор вопросил, а что такое, по мнению зала, зависимость? И уже гимназисты удивили чёткостью формулировок: «Сильная привязанность!» – «Лучшего ответа я не ожидал!», – оценил Руслан Ринатович, подбросив новый вопрос: «А почему человек привязывается? Мы же не ходим привязанными к стулу…» –  На помощь девушке пришёл Михаил Зуйков из 11-го  класса (он на уроке отвечал за мультимедийку): «Человеку становится приятно, когда он начинает употреблять» – «А почему ему приятно?» – «Каждое наркотическое вещество действует по-разному, но суть у них одна – это эйфория, поэтому ему там лучше, чем в реальном мире». – «Но ведь эйфория проходит через два-три часа». – «Ну да, поэтому хочется ещё, чтобы не попадать в реальный мир».

А затем Руслан Ринатович поведал свою историю бегства от реального мира, гимназисты затаив дыхание слушали исповедь о потерянном десятилетии и чуде спасения (увы, одному из сотни везёт, остальные умирают молодыми). Причём исповедь шла не в виде монолога, а как это ни странно, в режиме диалога: рассказав о первом шаге (познакомился с сигаретами), спрашивал зал, почему он не остановился, и ребята, знакомые с такими же историями из жизни своих знакомых, верно указывали, как постепенно, но неизбежно затягивалась петля зависимости у их собеседника.

Руслан Ринатович развенчал бытующее мнение, что зависимость от сигарет не  вызывает изменения сознания: «Это ошибка. Перестраивается вся биохимия. Биохимия – это то, за что мы отвечать не можем. Если вы, проходя мимо букета цветов, можете выбрать, взять его или нет, вы отвечаете за свои действия, то за биохимию вы отвечать не можете.  Она перестраивается и перестраивается, к сожалению, навсегда. Всемирная организация здравоохранения зависимость выделила как заболевание. Заболевание биопсихосоциодуховное. Заболевание первичное. Вам уже говорили, что это заболевание есть предрасположенность. Что значит первичное? Вы с ним рождены. В любом случае это заболевание прогрессивное, оно всегда прогрессирует. Это заболевание неизлечимое. И это заболевание смертельное. И это не я сейчас придумал – это сформулировала Всемирная организация здравоохранения.

Получили слушатели и задание посчитать, какой доход получают производители и продавцы табака: если у нас курящих 35 %, то сколько это составит из 825 тысяч саратовчан, и каждый курильщик тратит в среднем по сотни рублей в день, а дней в году 365. Ясно, что такой смертельно опасный для потребителей бизнес очень выгоден коммерсантам. И они придумывают новые и новые ловушки, как только общество начинает отказываться от табака. Упали продажи сигарет – тут же появились электронные сигареты, стики, и всё это под лживым предлогом заботы о здоровье курильщиков (якобы новомодные вейпы не столь опасны, как сигареты).

Коллега Руслана Ринатовича по движению «Трезвый Саратов» Евгений Владимирович Чернов («отец троих детей», – представила его Наталия Александровна) проиллюстрировал, как ненавязчиво, но без промаха, бьёт реклама по молодёжи: «На продвижение табака, алкоголя работают целые институты таких людей, – подыскивал слово Евгений Владимирович, – нормальный человек не будет разрабатывать методы, чтобы вас посадить на потребление алкоголя и наркотиков, ну, да, алкоголь – это тоже наркотик. Если кто скажет, мол, на меня реклама не действует… На всех действует!  Все развлекательные каналы, ТНТ, все молодёжные сериалы – все проплачены табачными и алкогольными корпорациями. Скрытой рекламы особенно много в молодёжных сериалах. Сейчас запретили рекламировать конкретные марки вин, так эти корпорации дают деньги на то, чтобы артисты в кадре пили и курили, для чего? – Дать пример молодёжи. Да что кино – скрытая реклама уже на пороге гастронома, в любом  магазине на первом месте – полки с алкоголем. А таблички «18+»?  Их не государство устанавливает, а производители: чтобы дети считали, когда же им можно будет…» Тут Евгений Владимирович произвёл небольшой эксперимент, вопросив: «О чём говорит табличка «18+»? Со скольких лет можно потреблять алкоголь?» – «С восемнадцати лет!» – дружно ответили сразу несколько голосов, не чувствуя подвоха, а Евгений Владимирович пояснил: «Не со скольких лет нельзя! Мы тут целый час вам объясняли, что алкоголь – это  наркотик. Вот так действует скрытая реклама».

Несомненно, тот час с небольшим, что длился урок трезвости, даст пищу для размышлений не на один час и не на один день, и, хочется верить, для многих те размышления подтолкнут к правильному выбору из трёх дорог: пьянство, «культурное» потребление наркотика и – абсолютная трезвость. Лишь трезвость гарантирует достойную жизнь. И эта формулировка проверена временем.

Владимир ВАРДУГИН

На снимках: урок трезвости от Наталии Александровны Корольковой и её молодых соратников по борьбе за трезвость Руслана Ринатовича Бисултанова и Евгения Владимировиа Чернова